Человек обычной судьбы. Николай Федорович Иовенко

75-летие освобождения Беларуси Культура

И через 75 лет после освобождения Беларуси люди пожилого возраста, не воевавшие, но видевшие своими глазами немцев, «лесных братьев», бандеровцев, с болью в сердце делятся воспоминаниями.

Николай Федорович Иовенко — уже давно пенсионер, но застать его дома очень трудно. Жизнерадостный человек, интересный рассказчик, спортсмен, он и сегодня в движении: летом – спортивная ходьба, зимой – лыжи, рыбалка – круглый год. Жившему некоторое время «под немцем», прошедшему большой трудовой путь, Николаю Федоровичу есть что рассказать.

Судьба Николая Иовенки обычная для людей того времени. Его семья жила в большом украинском селе Ситняки, что по сей день стоит на берегу небольшой, вроде нашей Ошмянки, реки Здвиж Макаровского района. Через деревню проходила автострада на Киев, куда всегда можно было съездить за покупками. Свое военное детство Николай совершенно не помнит. Он родился в семье первым ребенком на восьмом месяце войны, тогда, когда отец с тысячами других солдат безуспешно защищал столицу Украины, только глубокой осенью, уже после победы, возвратился домой. Малолетний Николай в детстве очень любил рассматривать отцовские награды, а порой надевал их на себя. А их было много: орден Красной Звезды, боевые медали. Майка трехлетнего мальчишки от их тяжести отвисала едва ли не до земли. Жить в тех местах, где в свое время шли бои, было не только трудно, но и опасно. Саперы еще не очистили местность от разного вида взрывоопасных предметов, на которых подрывалась не только скотина, но и люди, окрестные поля были изрыты воронками от бомб и снарядов, окопами. Николай, как и большинство мальчишек того времени, слыл и в деревне, и в школе хулиганистым. Летом влекла к себе речка, зимой — снежная горка: лыж не было, а вместо санок использовалась полотняная торбочка, в которой хранились школьные учебники и тетради.

С отметками, полученными после седьмого класса, мечтать об учебе в техникуме или учиться в восьмом классе даже думать не приходилось, а вот поступить в ФЗО знаний вполне хватило. И через десять месяцев учебы из его стен вышел плотник четвертого разряда с направлением на работу в город Фастов. Затем пришлось некоторое время строить Печерский район Киева. Отработав положенный после учебы срок, Николай уезжает к отцу в Воркуту, на заработки. Вскоре получает повестку и идет служить в армию. Вернувшись в Воркуту, нашел работу в Шахтостройуправлении. Энергии хоть отбавляй. Целенапралевнно берется за получение стабильных знаний: успешно заканчивает вечернюю школу, а в Горном техникуме получает специальность горного электромеханика.

Через несколько лет семья Иовенко, где уже была маленькая дочь, переезжает в Ошмяны, на родину жены Галины Иосифовны. Применение своим знаниям Николай нашел и здесь. Работал слесарем на ВЗРиПе, руководил монтажными работами в ПМК «Сельхозтехники», трудился мастером котельной № 1 ЖКХ. Профессиональный пусть Николай Федорович завершил на льнозаводе. Дело было в том, что котлы по проекту вновь построенного завода должны отапливаться кострой – отходами льнотресты, но наладчики не смогли «заставить» работать смонтированное оборудование. Пришлось топить котлы жидким топливом, что очень удорожало стоимость льноволокна. Вот и пришлось дирекции искать местного «кулибина», который смог бы исправить некоторые просчеты проектировщиков. За дело взялся Николай Федорович. Возникающие вопросы он успешно решал с механиком завода Тадеушем Казимировичем Ждановичем. И их совместная рационализаторская и изобретательская мысль принесла желаемый результат: котлы заработали на местном топливе. Николай Федорович стал начальником котельной, директор завода его, пенсионера, еще более десяти лет не отпускал с работы.

На мой вопрос: «Счастлив ли?», ответил примерно так: «Мое счастье сложилось на белорусской земле из радостей труда и семейной жизни. Я люблю и любим. Моя дочь Елена – юрист с высшим образованием, ее муж – полковник следственного отдела Минска, внук – ученик 11 класса, внучка – седьмого. И у меня есть желание: чтобы не было войны!».

Николай БАЛЫШ.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *