Правда жизни по Николаю Правко. За счет чего из отстающего хозяйства ему удалось создать успешное сельхозпредприятие в Ошмянском районе

Общество

Почетным гражданином города Ошмяны директор КСУП «Гольшанский» Николай ПРАВКО стал в 2013-м, а недавно его поздравили со званием заслуженного работника сельского хозяйства Беларуси. Вот уже 35 лет Николай Николаевич возглавляет одно из ведущих сельхозпредприятий Гродненщины, рассказывает «СБ. Беларусь сегодня».

С особой теплотой в голосе известный аграрий говорит о своей малой родине:

— Мои корни в Гродненском районе, а точнее, в деревеньке Некраши, теперь это новый микрорайон Скиделя. Родился я в 1950 году, с малолетства познал нелегкий крестьянский труд. Умел косить, колоть дрова, мог и корову подоить. Словом, помогал родителям по хозяйству. Закончив восемь классов, поступил в Ошмянский сельскохозяйственный техникум на экономическое отделение.

Николай Правко из когорты тех, кто сделал себя сам. В этом легко убедиться, даже если пунктирно, в режиме блиц, остановиться на вехах его биографии. Трудовой стаж Николая Николаевича длиною в 50 лет напоминает хоть и неуклонный, но пологий подъем без крутых скачков и резких поворотов. Закончил техникум, по распределению попал в совхоз «Сопоцкинский» Гродненского района. Затем армия. Служба в ракетных войсках стратегического назначения закалила характер по-хорошему настырного сельского паренька. Те далекие времена герой сегодняшнего материала вспоминает с нескрываемой ностальгией:

— Мы жили как одна большая дружная семья: белорусы, русские, украинцы, грузины, литовцы, молдаване, татары… Никаких вопросов по национальному признаку не возникало. Со многими из сослуживцев еще долго переписывался, поддерживал дружеские связи.

Отслужил. Вернулся. Поначалу работал экономистом в колхозе «Котра» Гродненского района. Мир цифр и расчетов, по словам Николая Николаевича, не казался ему скучным, ведь во всем можно находить позитив. А затем события закружили калейдоскопом. Трудился мелиоратором в ПМК «Голынка» (это на Зельвенщине). Поступил в аграрный институт, снова вернулся в сельское хозяйство. Местом приложения сил на сей раз стал колхоз «Вперед» Слонимского района. На тот момент он был одним из лучших в области. Временно поработать диспетчером? Надо так надо. Экономистом? Нет проблем! Главным агрономом? Пожалуйста, знаний и опыта хватает. Наконец в 1980 году Николаю Правко доверили должность заместителя председателя колхоза «Прогресс». Через 3 года молодой и перспективный аграрий покинул Слонимщину, возглавив сельхозпредприятие в Ошмянском районе.

Судьба сделала новый виток, о котором ветеран АПК вспоминает с легкой улыбкой:

— С места на место переезжал легко, особенно когда был холостяком. Чемодан в руки — и вперед. Правда, никогда не предполагал, что через 20 лет после окончания техникума вернусь на Ошмянщину. Однако жизнь распорядилась иначе. Не сказать, что ехал в неизвестность, но определенные волнения были. Так что точкой отсчета для меня стало 6 августа 1983 года, когда я возглавил отстающий колхоз имени Ленина, предшественник КСУП «Гольшаны». Увиденная картина заставила схватиться за голову. Хозяйство хромало на обе ноги буквально по всем направлениям. К примеру, в Слонимском районе привычным и обыденным делом уже были молокопроводы, здесь же доили в ведра, а кое-где и вовсе вручную. Технику ремонтировали под открытым небом. О душевых кабинах на фермах даже не мечтали. И — что меня особенно разочаровало — не строилось жилья для колхозников, производственно-хозяйственных и социально значимых объектов. Жизнь в Гольшанах словно замерла…

— Как вы ее возрождали? С чего начинали?

— Организовал 12 мобильных строительных бригад. Половина состояла из наших работников, половина — приезжие. Ведь строить — значит жить.

— Работа пошла?

— Закипела. В кратчайшие сроки выросли новые фермы, оборудованные по последнему слову техники. В Семерниках построили Дом животновода с бассейном и красным уголком. Как грибы после дождя вырастали общественные бани: за год-два они появились в Гольшанах, Воловиках, Михайловщине, Драглевцах, Доргишках… Мастерские, склады, зерносушилки, дороги… Отремонтировали детский сад, пристроили к школе спортзал, стали появляться ФАПы. Словом, перемены были разительными. Они благоприятно сказались на микроклимате в коллективах, к нам из города потянулась молодежь. Достойная зарплата, жилье, хорошие условия труда и солидный социальный пакет, а также другие преимущества жизни на селе — люди с удовольствием оставались в Гольшанах и их окрестностях. Как результат, хозяйство стало резко прибавлять по всем направлениям.

Первый успех окрылил молодого председателя. Потом были и другие. Люди поверили руководителю, которому на тот момент было чуть за 30. Доверяли ему, советовались, делились планами. И он, по собственному признанию, стремился сделать так, чтобы атмосфера в большом коллективе была по-домашнему уютной.

— Жизнь наладилась. Николай Николаевич, часто ли приходилось принимать рискованные управленческие решения?

— Постоянно. Ставишь под документом подпись и думаешь: тебя или похвалят, или…

— Для продуктивной работы нужны нестандартные решения…

— Разработали и внедрили программу реконструкции молочно-товарных ферм. Небольшие бесперспективные фермы закрыли. Зато создали ударный костяк из лучших животноводов, которые стали трудиться на ультрасовременных МТК. В результате производительность труда выросла стремительно, в 4—5 раз. Улучшилось и качество молока. Теперь сортом экстра производится почти 100 процентов. Нужно зарабатывать деньги, вкладывать их в модернизацию производства. Что скрывать, об этом постоянно болит голова.

— Прислушиваетесь к мнению подчиненных либо принимаете решения самостоятельно?

— Прислушиваюсь. А если это мнение подкреплено достаточной аргументацией, принимаю. Когда провожу планерку, все знают: любое дельное предложение будет выслушано и принято к сведению.

— Есть ли какие-то приметы, привычки, которыми руководствуетесь?

— Да. Если я еду на ферму, в поле или мастерские и вижу, что что-то идет не так, не по плану, сильно расстраиваюсь. И обязательно в конце рабочего дня наведаюсь туда, где, уверен, все будет хорошо. Просто пройдусь, поговорю с людьми, не жалея для них добрых слов. Проверено многолетней практикой: это очень поднимает настроение.

— Николай Николаевич, а если, к примеру, механизатор, который работал за 700—900 рублей в месяц, ушел водителем фуры на международные перевозки, где зарплата в разы больше. Попробовал — хлеб нелегкий, решил вернуться обратно. Примете?

— А почему нет? Впрочем, знаю руководителей, которые не берут назад «изменников». Однако я вопрос так остро никогда не ставил. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Вернулся домой, здесь жилье, семья. Наверняка второй раз на такую уловку не клюнет, а в родном хозяйстве стопроцентно будет работать еще лучше.

— Любопытно: ваше знакомство с супругой было романтичным?

— Прозаичным. Увидел симпатичную девушку, выходившую из рейсового автобуса с двумя тяжеленными сумками в руках, и бросился ей помогать. Так и познакомились.

Вспомнив явно приятный момент, определивший всю его жизнь, Николай Николаевич чуть смущенно улыбается.

Однако этот скромный, даже застенчивый, на первый взгляд, человек с обостренным чувством ответственности умеет быть твердым и непреклонным, когда дело касается принципиальных вопросов:

— Я по знаку зодиака Козерог, а по гороскопу Тигр, поэтому могу и порычать, когда требует ситуация. По крупицам учился непростой науке хозяйствования, порой думал, что не получится. Но рук никогда не опускал. Поэтому чувствую себя счастливым человеком безо всяких оговорок. Вот, в конце октября в агрогородке Кольчуны прошли районные «Дажынкi». Жатва в этом году была тяжелее обычного в силу известных причин. Поэтому когда со сцены объявили 3 хозяйства, достигших самых лучших результатов — «Гольшаны», «Крейванцы» и «Ошмянский рассвет», — был законный повод для гордости.

Пришло время расставаться. Общая картина, в принципе, ясна, но меня очень волновал один вопрос. Как, приняв отстающее хозяйство с целым ворохом, казалось бы, неразрешимых проблем, Николаю Правко в максимально сжатые сроки удалось создать успешное и рентабельное сельхозпредприятие? Каков рецепт успеха «от Правко»? Где руководитель-аграрий находит силы и мотивацию, чтобы в 68 лет работать столь же продуктивно, как в 35? Патриарх сельхозотрасли был предельно краток:

— В принципе, работать на селе легче не стало — такова житейская правда. Эта стезя была, есть и будет тяжелой. Поэтому необходимы любовь к профессии и к людям, желание постоянно совершенствоваться. Ну а прежде всего — труд, труд и еще раз труд.