Маэстро архитектуры, созидающий на века

Общество

Виктор Крамаренко родился 11 июня 1945 года в Гродно. Выпускник средней школы №1 г. Ошмяны. Окончил архитектурный факультет Белорусского политехнического института. Работал архитектором в крупнейших проектных организациях страны — Белгоспроекте и Минскпроекте. В 2002 году Крамаренко признан белорусскими СМИ «Человеком года». Отец двоих детей — сына Игоря и дочери Ольги (тоже архитекторы). В 2013 году удостоен звания лауреата почетного приза «Зодчий Беларуси». Обладает порядка 20 отечественных и международных дипломов и сертификатов.

«Интересно, какой он?» — думала я, отправляясь на встречу с Виктором Владимировичем Крамаренко, гениальным белорусским архитектором, профессором, академиком, членом-корреспондентом Международной академии архитектуры, дважды лауреатом Государственной премии Республики Беларусь, создателем уникальных архитектурных произведений страны… нашим земляком, выпускником средней школы №1 города Ошмяны.

«Наверное, безумно занятой и недоступный», – полагала я, не сильно надеясь на обстоятельную беседу. Как оказалось, мои волнения были напрасными – Виктор Владимирович нашел несколько часов, чтобы не только рассказать о себе, ответить на десяток вопросов, но и провести небольшую, но увлекательнейшую экскурсию возле построенного по его проекту музея Великой Отечественной войны. Да-да, я не ошиблась – возле музея. Но об этом чуть позже.

Одни называют его отечественным Норманом Фостером (известный английский архитектор) и восхищаются выдающимся талантом гения, других распирает от зависти и критики, которой они не без предвзятости подвергают проекты Виктора Крамаренко. Еще бы! Это ведь чьи-то упущенные возможности и неиспользованные шансы…

«В Ошмянах мои корни»

В Ошмянах, о которых с такой теплотой говорит Виктор Владимирович, его помнят обычным пареньком, Витькой, с которым сидели за одной партой, гоняли во дворе мяч, ходили на пионерские костры, выпускали школьные газеты…

— У каждого человека есть корни, — говорит архитектор, — мои — в Ошмянах. Этот город дорог мне своими небольшими улочками, школьными воспоминаниями, некоторыми идеями, которые сейчас, спустя много лет, находят воплощение в проектируемых объектах. Скажем, ромбокубоктаэдр Национальной библиотеки, так называемый алмаз – это картинка, запавшая в душу с детства. Сказка об уральских самоцветах, которую читала нам в начальных классах первая учительница Мария Герасимовна Ануфриева, затем приснившийся во время участия в конкурсе кристалл были реализованы в этом проекте. Кстати, Мария Герасимовна для меня святой человек, с ней мы встречались лет пять назад, на юбилее первой школы.

Виктор Крамаренко возле музея ВОВ

Еще в Ошмянах, будучи юнцом, я определился с будущей профессией. Всегда любил рисовать, помню, озадачивал учителей тем, что, отвлекаясь от темы урока, беспощадно изрисовывал промокашки, то и дело являя на суд любопытных одноклассников танки, пушки, самолеты. Однажды старший товарищ, который отвечал за выпуск школьной газеты, доверил нарисовать мне звездочку. Это было огромной честью для первоклассника. Почти такая же, как та, первая ошмянская звездочка, только более внушительная, гранитная, теперь расположена возле музея Великой Отечественной войны.

Уже тогда, в школе, я мечтал быть художником-конструктором. У мамы было другое видение моего будущего, она сказала: «Ты должен быть архитектором». Кстати, мои родители были инженерами-строителями и работали в дорожной организации — строили в городе мосты, и я все свободное время проводил на этих стройках.

Уже став архитектором, я мечтал сделать что-нибудь в Ошмянах. Однажды судьба повернулась ко мне лицом – тогда планировали установить в городе памятник Ленину. Однако, к сожалению, был реализован проект другого архитектора.

О проектах, или Кто горшки обжигает

Творческая биография Виктора Владимировича Крамаренко – это десятки самых разнообразных проектов, реализованных в столице и за ее пределами. Среди самых известных и популярных — Национальная библиотека, музей Великой Отечественной войны, железнодорожный вокзал в Минске, обелиск «Минск — город-герой», археологический музей XII века «Древнее Берестье» в Брестской крепости, телевизионная башня в Минске… О каждом из них маэстро архитектуры может говорить часами, ведь в эти творения он вложил частичку своей души. Для него здания, словно дети, рождаются и живут своей жизнью, дополняя архитектуру города.

— Мой первый проект — лечебный корпус санатория «Беларусь» в Друскининкае в Литве, — вспоминает начало своего профессионального пути Виктор Владимирович. – Затем были театр драмы и комедии в Бобруйске, кинотеатр «Москва» в Минске и многие другие. Почти все мои проекты осуществлялись по конкурсам, выиграть которые можно, лишь упорно трудясь.

Скажем, за проект железнодорожного вокзала в Минске с коллегой Михаилом Виноградовым вначале боялись браться. В конкурсе, который проходил еще в СССР, участвовали именитые архитекторы, тягаться с которыми не хватало смелости. Однако, решив, что не боги горшки обжигают, учтя многие моменты, мы включились в работу и выиграли три этапа конкурса. Проект был реализован, пусть и спустя годы.

Сейчас работаю над созданием архитектурного ансамбля, эдакой швейцарской деревни – сети магазинов, которые расположатся на пешеходных уютных улочках.

Любимое детище

Пожалуй, у каждого художника, писателя, творца есть любимое произведение. Таким детищем для Виктора Владимировича являются два проекта – Национальная библиотека, вошедшая в число 100 лучших зданий мира, построенных во второй половине XX-XХI вв., и музей Великой Отечественной войны. К слову, именно здесь, в музее, Виктор Владимирович встретился с группой ошмянских ребят. Внимательно слушая экскурсию, вероятно, в сотый раз осматривая экспозиции, он тихонечко обращает наше внимание на то, что ускользает от экскурсовода и так важно для него.

— Вот эти стены выполнены из гранита, привезенного из Бразилии, — показывает архитектор на уникальный материал, — а здесь удалось отстоять прочный пол – также из гранита, который хотели заменить недолговечной керамической плиткой. Лавировать и убеждать заказчика, что нужно применить нестандартную форму, использовать хорошие материалы, приходится довольно часто. К сожалению, не всегда такая борьба заканчивается успехом архитектора. К примеру, при возведении Национальной библиотеки предусмотренная проектом «стеклянная рубашка» была выполнена из стекла, которое не позволяет получить задуманный зеркальный блеск. Хочется верить, что со временем его заменят – современные технологии это позволяют.

«Победа за нами!»

— Проектирование (велось в частной творческой мастерской) и строительство музея Великой Отечественной войны, которое шло параллельно, длилось ровно столько, сколько длилась война, — четыре года. Впрочем, это скорее случайная символичность.

Надо сказать, что старое здание музея в свое время было построено не для музея. Прошли годы, и условия здесь уже перестали соответствовать современным требованиям — как для хранения экспонатов — а их около 150 тысяч, — так и для работы людей.

Для нового музея было выбрано знаковое место возле обелиска «Минск — город-герой!» на проспекте Победителей, в парке Победы. Мы постарались, чтобы композиция музея вместе со стелой составляли единый архитектурный ансамбль.

Виктор Крамаренко с первой учительницей Марией Герасимовной Ануфриевой и одноклассником Владимиром Касюдеком

Здание по замыслу показывает этапы войны. Каждый из фасадов подчинен определенной теме. Вы видите, — отметил во время экскурсии возле музея Виктор Владимирович, — главный фасад, выполненный в виде 10 пилонов-лучей, символизирует салют Победы, ту военную мощь, которая была у наших войск. В лучах славы — скульптурные горельефы, рассказывающие о тех событиях, которые произошли во время войны, начиная с Брестской крепости и заканчивая поднятием Знамени Победы над рейхстагом. Зеркальные стены правого фасада, отражающие зеленые деревья парка, символизируют мирную жизнь советских людей до войны. Стена третьего фасада словно падает, рушится, как в одночасье разрушилась мирная жизнь в начале войны. Неслучайно она обращена на запад, ведь именно оттуда пришла война.

Есть своя символика и в главном зале музея — зале Победы. Художественные витражи здесь состоят из 18 пилонов — именно столько стан сражались с фашизмом (15 союзных республик, Франция, Англия и США).

Кстати, с этим залом связано и еще одно необычное событие. Его проектированием, как и проектированием всего музея, хотели заниматься многие. В конкурсе участвовало семь коллективов — своеобразная творческая война была нелегкой. Проект принимали различные комиссии, Министерства культуры, архитектуры, Президент. И все-таки однажды раздался звонок и сказали: «Победа за нами!».

Безусловно, разработка такого уникального и не повторяющего ни одно здание мира проекта потребовала концентрации, новых идей. Конечно, у каждого из нас есть знания о войне. Все мы читаем книги, смотрим военные фильмы. Однако для большего погружения в тему начал читать литературу о войне, прежде всего Василя Быкова.

Архитектурный ансамбль дополняет скульптурная композиция “Развітанне”,  светомузыкальный фонтан «Каскад», могущественная фигура женщины-Славы, которая держит в руках фанфары Побед, вечерний лазерный салют, прототипом которого стал реальный салют Победы в Москве 9 мая 1945 г.

Архитектурный баланс

— Архитектор призван создавать гармоничную среду, поэтому всегда стараюсь учитывать то, что находится рядом. Скажем, если мое видение и видение заказчика кардинально расходятся, если я понимаю, что архитектурная среда разрушится, панорама города будет испорчена, от проектирования объекта вынужден отказываться.

Мне импонируют небольшие здания, соразмерные площади – все, что сомасштабно человеку. Я много бывал за границей – проще назвать страну, в которой не был, — некоторое время работал в Нью-Йорке, совсем недавно вернулся из Японии, где проходил конгресс. Так вот, при всем великолепии тамошней архитектуры, крайне сложно чувствовать себя уверенно во врезающихся в небо высотках Манхеттена или свыкнуться с тем, что всего лишь в шести метрах от окна твоей квартиры расположена эстакада. Мы к этому не привыкли. Где бы мы ни были, нас тянет в старый город, маленькие тихие улочки, — поделился своим мнением Виктор Владимирович. — Может быть, поэтому так приятно бывать в родных Ошмянах, так легко после городского столичного воздуха дышится на даче.

Людмила КОЗЕЛ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *