«Святой отец здесь!». Как уроженец Ошмян побывал в Ватикане

Культура

Раз уж все дороги ведут в Рим, то одна из них этим летом привела в Вечный город и меня. Находясь в итальянской столице и рассматривая ее красоты, хотелось еще зайти … в другое государство.

Поезд метро из тоннеля поднимается на поверхность и по мосту переправляется через реку Тибр, разделяющую Рим на две части, затем снова скрывается под землей. Выхожу из метро, а там уже совсем близко. Ватикан полностью окружен Римом. Любой может пройти туда из Рима, а значит Италии, без визы и разрешений. Ватикан – самое маленькое государство в мире. Сложно поверить, но его длина и ширина – примерно по 700 м., а в сумме получается всего 0,5 кв. км. Так что родные Ошмяны больше целого государства! Держава римского папы обнесена стеной несколько метров в высоту, но открыта для гостей через арки в стене и просторную Via della Conciliazione (улицу Примирения), соединяющую это крохотное государство с большим городом.

Собор Святого Петра – самое известное и крупное сооружение Ватикана, важнейший католический храм мира. Сдержанная красота и гармония, огромные размеры, уникальная значимость – такими будут воспоминания о нем. Неповторимость этому зданию, входящему в число наиболее узнаваемых мировых достопримечательностей, придает широкий прямоугольный фасад с расположенными на нем статуями Христа и апостолов и, конечно же, непостижимый купол, отличающий собор от привычных для нас костелов с башнями.

Ну а тех, кто устоял перед величием собора, обязательно сразит образующая с ним единый ансамбль грандиозная площадь Святого Петра. По краям площади в несколько рядов торжествуют белые колонны, а над ними – снова статуи святых, но здесь их уже около ста. Колонны расположены симметричными полукругами, которые словно в объятьях держат почти 500 тыс. паломников – столько человек вмещает площадь.

Входной билет в собор Святого Петра не нужен. Ежедневно там проходит служба, которая позволяет туристам-католикам не мириться с простой ролью созерцателей достопримечательностей, а стать участниками святой имши. Богослужение в тот воскресный июльский день состояло из двух разных частей. Первая длилась лишь 20 мин. и была особенно торжественной. Под звуки органа около тридцати епископов и других священников в зеленых, бордовых и светлых мантиях прошли через собор и расположились у алтаря. Он называется кафедрой Святого Петра и своей масштабностью отвечает статусу собора. Бросалось в глаза, что среди священников были представители разных народов и рас, в том числе темнокожие. Половину времени, отведенного на эту часть церемонии, пел хор под органную музыку. Затем один из епископов выступал с речью на латинском языке. Покидали кафедру апостола Петра епископы столь же торжественно. Спустя всего несколько минут у кафедры появились десять других священников, и началась традиционная имша, проходившая в таком же порядке, как в костелах Беларуси, но на итальянском языке: с чтением Библии, проповедью епископа, литургией святого причастия и вручением облаток верующим. Было понятно и вместе с тем удивительно видеть те же обряды, знакомые с детства, за 2 тыс. км. от своей Родины. Их совершение в самом центре католического мира создавало особый настрой. А как душевно получается приветствовать ближнего в знак покоя и мира, пожимая руки людям из разных стран и даже континентов!

Не знаю, ближе ли небо к Ватикану, но во время нахождения на территории в 0,5 кв. км не покидала мысль о том, что ее правитель где-то совсем рядом. Римского папу обычно нельзя увидеть на службе в соборе, чаще он проводит генеральные аудиенции на площади Святого Петра. В день посещения собора я узнал от служащего Ватикана, что есть вероятность аудиенции во вторник вечером. Но достоверной информации у него не было.

Во вторник уже пополудни толпы людей шли улицами Рима в сторону Ватикана. Это укрепляло надежду на встречу с понтификом. Около арки ватиканской стены народу скопилось так много, что люди больше ждали, чем продвигались вперед. Стала актуальной другая надежда – на огромную вместимость площади Святого Петра. Шаг за шагом прохожу турникет с металлоискателем, личный досмотр, билет не требуется, и – я на площади. Но прямо перед ней одна римлянка отрезала, что папы не будет, а обилие паломников  – обычное дело в Ватикане. Что ж, и ваше «обычное» необычно для нас.

Субтропическое солнце не щадило никого, и температура превышала 30 градусов. Многие туристы охотно принимали на себя брызги из мощного водомета, которым на площади искусно управлял охранник, чтобы спасти паломников от зноя. Под открытым небом стояли стулья, и люди постепенно занимали места, оказываясь лицом к собору Святого Петра. Площадь заполнилась целиком.

Вскоре началось что-то вроде шоу. Молодая и красивая пара ведущих, которые находились прямо у собора, на английском, немецком и других языках в микрофоны приветствовали собравшихся, называли отдельные страны, подчеркивая единство всех участников этой массовой встречи. А участники не оставались в долгу и бурно реагировали на призывы ведущих. Происходящее транслировалось на крупных экранах по краям собора. Ничто не выдавало религиозного характера этого действа, кроме места встречи и взглядов святых, которые, застыв в статуях, молча смотрели на нас с высоты собора и колоннады площади.

Когда приближался вечер, от ведущих прозвучало будоражащее «The Holy Father is here!» («Святой отец здесь!»). Желая не упустить возможность увидеть одного из самых влиятельных людей на Земле, туристы повставали на стулья и стали искать глазами римского папу. Но где он?

Вдруг, понтифик появился на экранах, он где-то на площади, но пока не на наших глазах. Собравшиеся, продолжая стоять на стульях, растерянно поворачивались то к собору, то к римской Via della Conciliazione, хотя это не помогало. Лишь спустя несколько минут автомобиль со Святым отцом появился со стороны собора и, проехав вдоль него, нырнул в многолюдную площадь. Все произошло так внезапно и быстро, что разглядеть папу не получилось. Вообще, цель проезда папы по площади – поприветствовать собравшихся. Папа едет по дорожкам, которые сделаны между рядами для того, чтобы люди могли увидеть его как можно ближе. Я был неподалеку от одной из них и ждал, что все дороги Ватикана ведут к римскому папе.

Лишь в конце получасового объезда площади заветный автомобиль вырулил на мою дорожку. Римский папа Франциск проехал всего в пяти метрах. В белом облачении, он стоял без какого-либо защитного стекла в открытом мини-автомобиле и махал нам рукой. Было хорошо видно, что понтифик тепло, с неподдельной улыбкой и простотой приветствует собравшихся. Они отвечали взаимностью и, по-прежнему используя стулья не по назначению, одаривали его восторженными возгласами и тысячами смартфонов, которые взмывали вверх при приближении папы в надежде столь ценного фото.

Завершив свое путешествие по площади, Франциск поднялся на возвышение перед собором и сел в кресло. Сперва выступали епископы нескольких стран, только потом к собравшимся обратился папа. Он говорил по-итальянски, а священник перевел сказанное на английский язык:

— Приветствую вас – пилигримов из разных стран мира! Я как и вы – пилигрим, и мы вместе путешествуем за Христом. Долог этот путь, его преодолевает тот, кто постоянно работает над собой. Слов недостаточно, нужно усердствовать. Это нелегко, но нет настоящего дела, которое было бы легким.

За время двухчасовой аудиенции папа выступал несколько раз с короткими посланиями. К микрофону подходили также священники, представители паломников; некоторые ораторы вручали папе подарки. Люди на площади еще больше оживились, когда стали объявлять их государства и выносить национальные флаги. Италия, США, Германия, Австрия, Великобритания, Мексика, Чехия, Хорватия, Люксембург, даже Украина… К сожалению, нашей страны не прозвучало.

Аудиенция заметно отличалась от богослужения своим неформальным характером. Ни мы, туристы, ни священники и другие лица, которые находились рядом с папой, не вставали на колени и даже не склоняли голову перед понтификом. Всем поведением он показывал свою доступность и простоту, бодро пожимал руки ораторам и обнимал их.

Тем временем дневная жара сменилась вечерней свежестью, и лучи заходящего солнца высвечивали всеобщее единение от совместного исполнения религиозных песен. А память обещала сохранить момент удивительной правды, в которой на твоих глазах сошлись римский папа, собор Святого Петра и 500-тысячная площадь под небом Ватикана.

Иван ПЛЯХИМОВИЧ, кандидат юридических наук.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *