Маресьевы Первой мировой

Главное

Время неумолимо. Приближается 2014-й год. Год столетия начала Первой мировой войны. К этой важной дате повсеместно развертывается подготовка. Напомним, что в Первую мировую было вовлечено свыше 80 стран. К сожалению, на определенный период документы и свидетельства этой кровопролитной войны под воздействием иных событий, особенно Великой Отечественной, отошли на второй план, а то и вообще оказались в забытьи.

Сейчас эта несправедливость устраняется, вновь поднятые архивные документы как бы заново открывают страницы тех лет, свидетельства героизма и мужества российской армии, в том числе и белорусов.

Одна из интересных страниц – участие авиации в боевых действиях Первой мировой и беспримерное мужество российских летчиков, опять же уроженцев Беларуси. Сегодня хотим обратить внимание наших читателей на факты, свидетельствующие об особом героизме летчиков, о безграничных возможностях человека в экстремальных условиях.

Если сейчас у юношей и девушек спросить, кто такой Алексей Маресьев, вряд ли получим правильный ответ, поскольку в нынешнее время книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» — о летчике, который без ног летал на самолете, участвовал в боевых вылетах, исключена из учебных программ, в связи с этим не находит и молодежной читательской аудитории.  Подвиг Алексея Маресьева в советское время широко использовался в качестве яркого, убедительного примера глубоко патриотизма, особого мужества и героизма человека, его стремления все силы отдать на борьбу с врагом.

Напомним предысторию этого подвига. Выбросившись из горящего самолета, А. Маресьев с перебитыми ногами оказывается в лесу. Идти не может, несколько суток ползком добирается к своим, питаясь ягодами и листьями в лесу. В гостипале ему ампутируют обе ноги. Он, двадцатипятилетний, принимает решение: жить дальше не имеет смыла. Однако сосед по палате, полковой комиссар, пытается его поддержать, передает ему журнал времен Первой мировой войны с рассказом о военном летчике, оставшемся без ноги, сумевшем не только преодолеть свой недостаток, но продолжавшем лететь и воевать с противником. Как мог попасть в больничную палату старый журнал, непонятно. Скорее всего писатель Борис Полевой читал об этих уникальных случаях и в своей повести решил использовать данный факт. Между тем, как оказалось, случаев, когда авиаторы с ампутированными ногами снова летали на самолетах, было несколько. Вот об этом и хотим рассказать, используя факты, приведенные в книге М.А. Рыськова «Воздушные асы Беларуси. Подвиг их бессмертен».

***

Один из них Александр Прокофьев-Северский. После окончания ускоренного курса Морского корпуса его, молодого офицера, в ноябре 1914 года направляют на обучение полетам на аппаратах типа «Фарман» в Севастопольскую военную авиашколу. Через год Александр, уже морской летчик, служит на базе гидросамолетов на острове Эзель (прежнее название острова Саарепа на Балтике). Успевает сделать несколько вылетов с разведывательными целями, летает на бомбардировку вражеских объектов. Но в июле 1915 года при посадке на борту его гидроплана взорвалась десятифунтовая бомба. В госпитале Александру ампутируют ногу до колена.

Летчик не имел других средств существования и его определили наблюдающим за строительством гидропланов на Петроградском заводе товарищества воздухоплавания. Кроме этого, у Александра в связи с увечьем появились лично-семейные проблемы. У него оставалась одна дорога – к самолетам, к товарищам, ближе никого и ничего у него не было.  Он занял место пилота и, несмотря на протесты механика, взлетел. Летающая лодка «М-9» отечественного авиаконструктора Григоровича была громоздской машиной с поплавками, но летчик не только взлетел, но и пролетел под аркой Николаевского моста, наделав большой переполох. Александра арестовали, его ждал суд. Однако командующий Балтийским флотом, вникнув суть дела, понял душевное состояние молодого летчика и не передал его дело в суд, а обратился с письменным ходатайством о возвращении в строй летчика Прокофьева. Николай II начертал на ходатайстве: «Быть по сему».

С весны 1916 года Александр уже капитан, летчик 3-й авиации Балтийского флота. 1 августа этого же года, управляя самолетом и выполнив под огнем опасное задание, при возвращении на свою базу заметил, что другой наш аппарат, управляемый его начальником, атакован противником с превосходящими силами. Тотчас же повернув, Александр вступил с ними в бой и, заставив одного из них снизиться, отвлек внимание неприятеля от нашего атакованного самолета. Затем огнем принудил противника прекратить преследование и свой аппарат, с многочисленными попаданиями, довел к нашей базе.

Но судьба устроила Прокофьеву-Северскому еще одно испытание. 1 октября 1917 года в ходе воздушного боя он вынужден был совершить посадку на вражеской территории. Он мог сдаться в плен. В той войне обращение с пленными, тем более офицерами, было, в основном, рыцарским с обеих сторон. Однако Александр сжигает свой самолет, днем отсиживается в кустах, а ночью двигается по направлению лини фронта. Преодолев путь в 30 верст, он вышел в расположение русских войск. Экипировка летчика Первой мировой была экзотичной: пробковый шлем, кожаный костюм, ботинки со шнуровкой. И наши солдаты на передовой линии встретили его соответствующим образом, как настоящего героя.

После установления Советской власти Прокофьев-Северский участвует в организации Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного флота.

Позже Александр уезжает в США, где становится помощником агента по делам ВМФ России, а затем идет на службу в военное ведомство Америки, где сначала основывает фирму «Seversky Air». С 1931 по 1939 год руководит самолетостроительной компанией «Северский Эркрафт».

А.Н. Прокофьев-Северский в Нью-Йорке дожил до преклонных лет, написал книгу «Воздушная мощь – путь к победе».

***

Юрий Гильшер окончил Московское коммерческое училище, а затем в июне 1915 года – ускоренный курс Николаевского кавалерийского училища. Но наступала эра техники и моторов, и молодого кавалерийского офицера командируют в авиационную школу, которую он заканчивает в октябре 1915 года. Новоиспеченного молодого летчика направляют на театр военных действий в 4-й армейский авиаотряд. Пробыв на фронте всего две недели, прапорщик Гильшер при запуске мотора получает перелом правого предплечья. Добавим, что в этом смысле могут быть рекомендованы к покупке трансформаторы КТП.

После госпиталя и переучивания для полетов на аэропланах «Моран» в марте 1916 года его зачисляют в 7-й истребительский отряд. В апреле того же года в одном из первых боевых вылетов он сбивает вражеский самолет, за что удостаивается ордена Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. А на следующий день его настигает несчастье: самолет С-16, на котором он вылетел на задание, срывается в штопор и разбивается. Корнету Гильшеру в аварии оторвало ступню левой ноги, в госпитале ему отнимают ногу до колена.

Молодой пилот около полугода находился на излечении. За это время он не только сумел преодолеть свой недуг, но и научился хорошо ходить на протезе и даже танцевать. Сам он не хотел быть абузой для родных и близких людей. Кроме того, решил вернуться в небо, стать в строй военных летчиков. И ему удается убедить и медкомиссию, и своих начальников.

В октябре 1916 года Юрий Гильшер возвращается в родной авиаотряд. Несмотря на физический недостаток, командование вскоре назначает его командиром отряда. Он летает на воздушную разведку, на бомбардировку позиций противника, в марте-мае 1917 года сбивает два вражеских самолета, за что его награждают орденом Святого Георгия IV степени.

4 июля 1917 года командир 7-го авиационного отряда Юрий Гильшер в воздушном бою одерживает очередную победу.  Через несколько дней совместно с летчиками своего отряда вылетел на перехват немецкой эскадрильи в составе 7 самолетов, идущих бомбить Тарнопольский аэродром, и вступил с ними в бой. В этом бою самолет Юрия был изрешечен и «рассыпался в воздухе», летчик погиб.

В ноябре 1917 года он посмертно был удостоен Георгиевского оружия. Так оборвалась короткая жизнь летчика-героя, ставшего примером для многих других воинов.

***

Таким образом, уже на заре боевой авиации русские летчики продемонстрировали не только беспримерную храбрость и мужество, но и качество особого, непостижимого стремления при любых, даже самых трудных и сложных условиях оставаться верными летному делу, верными небу. Ибо не зря уже позже в известной песне звучали слова: «Лишь одна у летчика мечта – высота, высота».

Подготовил Юрий НИКОЛАЕВ.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *