Пешеход на пешеходном переходе: можно ли все-таки ехать? Рекомендации ГАИ

Пешеход на пешеходном переходе: можно ли все-таки ехать?

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, «снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам«. Что же подразумевается под «уступить дорогу«: не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление или скорость движения. Вместе с тем, этими же словами в административном кодексе сформулировано не что иное, как «создание аварийной обстановки» — это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц. Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе, но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад — и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, водитель не только «не уступил дорогу», но и «создал аварийную ситуацию». И административную ответственность уже должен нести не за «непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам» (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание «аварийной ситуации» (ч. 10 той же статьи). Что с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 1-5 базовых величин — «непропуск» против 5-20 базовых величин с лишением «прав» на срок до 2 лет или без лишения за «аварийную ситуацию».

Единственное понятное руководство по пропуску пешеходов, прописанное в комментариях к ПДД, — это «принцип двух свободных полос»: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля.

Одна полоса движения в каждом направлении

Здесь все просто и однозначно. Если на дороге всего две полосы, водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу — справа по ходу движения его машины или слева. Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля — водитель может продолжать движение.

clip_image001

clip_image002

Две и более полосы движения в каждом направлении

Здесь можно применять «принцип двух свободных полос». Законодательно он нигде не закреплен — лишь в порядке разъяснения прописан в комментариях к ПДД, но инспекторы ГАИ при осуществлении контроля за дорожным движением на эту теорию ориентируются.

clip_image003 clip_image004 clip_image005 clip_image006 clip_image007 clip_image008 clip_image009 clip_image010 clip_image011 clip_image012 clip_image013

Как только пешеход ступил на проезжую часть, водитель обязан уступить ему дорогу. То есть, предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности. В свою очередь, пешеходный переход и нанесенная разметка «зебра» не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, автобус или грузовик не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека, который, вроде бы, только намеревается и участником дорожного движения вы его не считаете, просто травмирует огромным боковым зеркалом этого транспортного средства. Разумнее всего снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода — он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями.

Александр КАМОРНИК, старший госавтоинспектор ОГАИ.

0150910154_0

Стоит почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *