Легенда об Ошмянском чудотворце

Культура

Память – вещь удивительная и избирательная, бережно храня одни события и имена, она часто выталкивает в дальние уголки другие. Общественная память подобна личной: мы передаем из поколения в поколение одни эпизоды из истории нашей Малой Родины, о других знаем лишь понаслышке, постепенно забывая. Так обстоит дело и с наследием еврейского народа, доставшемся жителям города по умолчанию. Ремесленники, торговцы, учителя, рабочие… До Великой Отечественной войны в Ошмянах проживало около 4-х тысяч лиц иудейского вероисповедания. Многие из них в свое время прославили наш город. К таковым несомненно относится раввин Мордехай Розенблат (раби Мотеле Ошмянер) – выдающийся праведник и чудотворец.

mroz2

Жизнь раби Мотеле настолько овеяна многочисленными легендами и преданиями, что сегодня довольно сложно отделить правду от вымысла в биографии этого человека. Родился раввин Мордехай в 1837 году в Антополе (ныне городской поселок в Брестской области) в семье раввина Авраама Менахема Вейцеля. Уже в детстве он отличался своими выдающимися способностями. Согласно воспоминаниям, его трудолюбие и упорство были выше человеческих сил. В раннем возрасте он изучил Закон Моисея, а когда будущему раввину исполнилось четырнадцать лет, он женился на одной местных девушек. В 1856 году он переехал в Пинск, где продолжил свое обучение.

Спустя четыре года Мордехай Вейцель вернулся в свой родной город. Там он был назначен помощником раввина Михаэля Пинхаса, который любил его как сына и  сильно о нем заботился.

Еще в юности он опубликовал религиозный труд под названием «Лист Розы», отсюда и пошло его прозвище «Розенблат», под которым он стал известен.

В 1870 году Мордехай Вейцель (Розенблат) был назначен раввином местечка Бытень (ныне агрогородок в Брестской области) и благодаря самопожертвованию и своей настойчивости в изучении Закона Моисеева, он стал известен как праведник и чудотворец. Толпы людей, евреев и христиан, стекались к раввину Мордехаю Розенблату из близлежащих и дальних городов и местечек, чтобы обратиться за советом и попросить его благословения. Его портрет находился во многих домах жителей современной Литвы и Беларуси. В 1887 году он возглавил еврейскую общину местечка Кореличи (ныне районный центр Гродненской области), а с 1891 года стал раввином в городе Ошмяны. К слову, на тот период это была весьма почетная должность, и раввины из других городов и местечек рассматривали как особую привилегию стать во главе Ошмянской еврейской общины.

Об этом событии, мы находим в газете «Хамейлиц»  за 1891 год следующее упоминание:

«Ошмяны. Мы публично объявляем, что его благородие наш известный Мастер и Учитель раввин Мордехай Розенблатт, … был благосклонен, чтобы принять пост главного раввина в нашем городе, …и, следовательно, претенденты на этот пост могут больше к нам не обращаться …, потому как раввин, благодаря Богу, уже назначен…».

Необходимо отметить, что раввин в иудейской традиции не является священником. В договоре с общиной, как правило, раввин обязывался возглавлять суд общины, судить в имущественных тяжбах, выносить постановления о дозволенном и запретном, объяснять правила обычаев и молитв, произносить перед народом проповедь, наблюдать за кашерностью (т.е. ритуальной чистотой и пригодностью) пищи, издавать необходимые постановления и ограничения.

Первоначально глава еврейской общины жил в доме прежнего раввина по ул. Гольшанской, однако вскоре для него был возведен новый дом в центре города.

Множество легенд ходило о раввине Мордехае Ошмянере, в книге Oshmana. Memorial Book описывается следующий случай. Однажды к раввину пришла женщина с ребенком около двух лет. Так как раввин был еще в синагоге, женщина вошла в соседний дом и попросилась подождать Розенблата. Здесь женщина рассказала, что она была замужем много лет назад, и все эти годы она не могла иметь детей, и только два года назад она родила ребенка, который, к сожалению, был немой, поэтому она пришла к раввину за помощью.

Вернувшись из дома от чудотворца с ребенком, ее лицо было мокрое от слез, она забрала вещи в большой спешке, не говоря ничего. Через некоторое время в городе стала известна причина слез этой женщины. Когда она пришла к раввину и рассказала ему о своей проблеме, раввин спросил женщину: может быть, лучше, чтобы ребенок молчал? На это пришедшая ответила, что это ее единственное утешение в ее жизни, и  она очень страдает оттого, что ее сын немой

Раввин еще раз спросил: «Может быть, лучше, если ребенок не будет говорить?»

И  только после того,  как женщина повторила свою просьбу в третий раз, раввин обратился к ребенку и спросил:

— Мой сын, почему ты не говоришь? — но ребенок молчал.

Раввин обратился к ребенку задал вопрос:

—  Мой сын, почему ты не говоришь?

И тогда произошло чудо.

Ребенок посмотрел на мать своими умными глазами, потом повернулся к раввину и сказал:

«Равви, что сказать мне, что я незаконнорожденный?»  Женщина начала рыдать и воскликнула: «Равви, пусть он будет молчать всю жизнь, это гораздо лучше, чем он заговорит!» и она в слезах выбежала из дома раввина.

В 1899 году, в то время как Мордехай Розенблат являлся Ошмянским раввином, в Вильно в двух частях вышла его книга Hadrat Mordechai «Слава Мордехая» – это был сборник респонсов («вопросов и ответов») и гомилий (нравоучительных произведений, основанных на комментариях Библии).

В предисловии к этой книге рассказывается происшедшая с ним мистическая история. Однажды ночью, он занимался Торой и вдруг провалился в глубокий сон. Во сне к нему явился «величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой» — «его лицо излучало свет». Подобное же видение повторялось. Наконец, величественный старец сообщил, что р. Мордехай является прямым потомком некого богатого купца Баруха из Салоников, жившего тремя веками ранее в Османской империи. Однажды этот купец, обладавший властным и вздорным характером, в порыве гнева публично ударил судью города, выдающегося законоучителя раввина Йосефа Ибн Лева. Величественный старец, явившийся р. Мордехаю во сне, и был воплощением, по рассказам автора, того самого раввина. Старец поведал, что на протяжении трех прошедших столетий душа Баруха не смогла обрести успокоение, и теперь Небесный Суд избрал р. Мордехая, чтобы искупить эту душу. Для этого он должен в течение четырех лет углубленно изучать сборник респонсов Йосефа Ибн Лева.

Однако Розенблат, загруженный делами, недостаточно серьезно отнесся к словам небесного вестника — и тогда внезапно заболела его жена. В ту же ночь величественный старец снова открылся ему во сне и сурово сказал, что «это было последним предупреждением». И когда наутро жена р. Мордехая оказалась в критическом состоянии, он поспешил приобрести респонсы  Йосефа Ибн Лева и в течение четырех лет скрупулезно их изучал — чтобы душа его предка, Баруха из Салоников, «получила возможность подниматься все выше и выше». Жена р. Мордехая быстро поправилась, а таинственный небесный посланник с тех пор больше не являлся во сне.

Множество общин стремились пригласить р. Мордехая к себе, на раввинский «трон», а некоторые даже пытались тайно его похитить.

В 1896 году Кобринская община отправила послов, чтобы доставить приглашение Ошмянскому раввину, но Мордехай Розенблат не принял его, хотя в Кобрине ему было обещано гораздо больше денег, нежели он должен был получить в нашем городе.

В 1904 году в Ошмянах стало известно, что раввин принял приглашение от делегации из Слонима возглавить общину этого города. Чтобы помешать Розенблату покинуть наш город, возле его дома была поставлена охрана. И только в дождливую и грозную ночь делегации из Слонима удалось тайно вывезти раввина Мордехая из Oшмян.

В 1916 году в возрасте 79 лет Мордехай Розенблат (Ошмянер) ушел из жизни, оставив двух дочерей и двух сыновей (к слову, раввин в Ошмянах женился во второй раз на дочери некоего Абрахама Гринберга).

Его первенец, Ашер Вайцель, был раввином в Дрогичине, а второй сын, Шмуэль Йошуа Вайцель являлся знатоком в области религии, но занимался торговлей и был известным купцом в Слониме. Два зятя Мордехая Розенблата также являлись раввинами. В 2015 году Ошмяны посетил праправнук еврейского праведника и чудотворца.

К сожалению, со временем все туманнее и туманнее становятся образы бывших жителей Ошмян. Они исчезают в бурной реке времени. Единственное, что может быть им сейчас нужно – это наша память, которой они, несомненно достойны…

Анастасия Новицкая, директор Ошмянского краеведческого музея имени Ф.К. Богушевича.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *