Подарок ко Дню знаний

Образование

Доброй традицией стала акция «Подарим портфель первокласснику», инициированная в минувшем году депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Натальей Кучинской. Портфель и необходимые школьные принадлежности накануне нового учебного года депутат вручила Александре Толопило, которая идет в первый класс Гольшанской средней школы. Приемные родители Анна Владимировна и Павел Иосифович Супрановичи, конечно, уже собрали детей (кроме Саши, они воспитывают еще троих школьниц и двух дочерей-студенток) к школе, однако помощь и внимание никогда не лишние.

Людмила КОЗЕЛ.

Фото Александра НАУМЧИКА.

Наталья Кучинская: «Нельзя добиться успеха на старом багаже»

Поделиться взглядом на состояние современного образования, рассказать о проблемах и перспективах его дальнейшего развития мы попросили депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члена постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Наталью Геннадьевну Кучинскую.

— Сегодня к учителю предъявляется очень много требований: он должен быть не только грамотным специалистом, но и воспитателем, психологом, другом для ребенка, советчиком для родителей… Наталья Геннадьевна, скажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, важнее для современного учителя?

— Начиная новый учебный год, каждый педагог должен помнить, что образование сегодня — в информационном обществе — является общепризнанной ценностью. И эта ценность в наших руках. Мы должны остро осознавать, что наша работа проявляется в ученике, его учебной успешности и социализации, потом в его становлении как профессионала. Сегодня непрофессионалы своего дела миру не интересны, они окажутся за бортом. Поэтому брака в нашей профессии быть не должно.

А создавать ценностные вещи спустя рукава невозможно. Именно поэтому учитель, педагог, директор, специалист отдела образования, уж коли в этой профессии и в этой ценностной системе координат, обязан быть примером образованности, предметной  грамотности, постоянного профессионального  роста.

— Как Вы считаете, что является основным двигателем системы образования?

— Когда-то мне, ученице девятого класса, поставила тройку моя любимая учительница английского языка, несмотря на то, что тему я рассказала лучше всех в классе. Она сказала: «Ты отлично использовала лексику 8 класса. Но нельзя добиться успеха на старом багаже». Признаюсь, урок на всю жизнь.

Современное образование требует современного мышления и современных подходов. Проект «Школа качества и образцового порядка» и его праздничное воплощение «За честь школы», которые зародились на Ошмянщине, — один из таких примеров. Учреждения образования могут корректировать свое развитие, исходя из понятных критериев: качество образования, качество воспитания, качество и профессиональный рост учителя, качество управления. Амбициозный дух этого движения нельзя терять.

Примечательно, что наши критерии полностью соотносятся с критериями, разработанными в Министерстве образования только сейчас. Так, в приказе Министра образования № 526 от 12.06.2014, которым отделы образования, школы и дошкольные учреждения будут руководствоваться в работе в 2014/2015 учебном году, определены критерии и показатели их деятельности.

— Как депутат Вы наверняка хорошо знакомы и с теми изменениями (предложениями) в законодательстве, которые позволяют системе образования развиваться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени.

— Такие изменения действительно планируются. Напомню, что в декабре 2013 года в Парламенте состоялось общереспубликанское обсуждение проблем и перспектив белорусского образования – парламентские слушания по теме “Совершенствование законодательной базы национальной системы образования в современных условиях”. Обсуждены вопросы, решение которых даст импульс для развития системы образования: например, необходимость законодательного закрепления дистанционных форм получения образования и сетевого взаимодействия учреждений образования, развития государственно-частного партнерства в системе образования. Поднимались проблемы государственного заказа подготовки кадров, в том числе и педагогических. Обозначено и такое направление совершенствования законодательства как создание внешней независимой государственной аттестации обучающихся, оценки деятельности школ по результату. Обосновывались меры по повышению уровня социальной защищенности педагогов, в том числе – введение отраслевой оплаты труда. Результатом слушаний стала разработка конкретных поручений Совету министров, отчет по их выполнению будет заслушан в декабре 2014 года перед принятием дополнений и изменений в Кодекс об образовании.

— К слову, законопроект о внесении изменений и дополнений в этот главный для педагогов документ содержит в себе какие-то глобальные новшества?

— Проект закона о внесении дополнений и изменений в Кодекс об образовании вынесен на всенародное обсуждение, вывешен на сайте Министерства образования. Одна из новаций, которую планируется закрепить в Кодексе – “достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в соответствующем регионе, а профессорско-преподавательского состава – не менее, чем в 2 раза выше этого уровня”.  Уже известно, что дифференцированное повышение заработной платы планируется в сентябре 2014 года и привязано к квалификационной категории педагога.

Кроме того, в Кодексе закрепляется необходимость не только давать в учреждениях образования знания, умения и навыки, но и формировать компетенции учащихся. А это означает изменение стиля преподавания, использование современных средств преподавания и углубление воспитательных и образовательных целей. Большие возможности для этого обозначены в новой Концепции информатизации образования, в которой подчеркивается, что современный обучающийся – это мобильный обучающийся, а основное внимание сегодня направляется на создание современных образовательных информационных ресурсов.

— Иными словами, информационно-коммуникационные технологии не сводятся к созданию прочной материально-технической базы, хорошей оснащенности компьютерами и иной сверхновой техникой?

Надо четко понимать, что информатизация – это не наличие компьютеров, а использование информационно-коммуникационных технологий – не создание мультимедийных презентаций. Это умение работать с информацией и превращать ее в высшую форму – знания, это управление информацией.

На мой взгляд, только положительной оценки заслуживает Белорусский национальный образовательный портал www.adu.by, презентация которого состоялась 15 августа. Это современный образовательный интернет-ресурс, который обеспечивает комплексную поддержку всех участников образовательного процесса: ученика и родителя, учителя и руководителя. Портал находится в стадии наполнения, но уже дает возможности дистанционного обучения и профессионального общения, объединяет в профессиональную сеть 3078 школ, обеспечивает нас электронными книгами и учебниками, ЭСО. Думаю, что страничка www.adu.by станет для специалистов отдела, директоров и учителей домашней.

— Наталья Геннадьевна, чего бы Вы пожелали педагогам в новом учебном году?

— Пусть каждый педагог признает, что качество образования начинается с качества его педагогической, его управленческой деятельности. Необходимо видеть четкие ориентиры деятельности, самообразовываться, не снижать планку. Не ориентируйтесь на район, даже на область. Есть республика. Есть мировые олимпиады.

Уважаемые учителя, воспитатели, руководители учреждений образования! Пусть новый учебный год будет для вас ярким и позитивным! Желаю процветания каждой школе и каждому дошкольному учреждению. Мира и добра вам! Будьте счастливы дома и успешны на работе!

— Спасибо Вам за интересную беседу. Пускай все предложения и проекты законов, вносимые депутатами, будут приняты и способствуют успешному развитию системы образования и в конечном итоге – воспитанию грамотной личности.

Беседовала Людмила КОЗЕЛ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *