У добрых дел забвенья нет

Главное

Воспоминания юности мы храним всю жизнь. Вот и Александр Григорьевич Спиридонов, которого я знаю уже четверть века, в одну из встреч обмолвился про студенческий строительный отряд в Кизляре. Обмолвился мимоходом, каждый из нас поспешил по своим делам, но  признаюсь, эта неожиданно для меня оброненная фраза про далекий город в Дагестане, как говорится, сразу «зацепила».


Кому довелось пройти через стройотряд, для того каждый из стройотрядцев — собрат, способный понять с полуслова.   Куда только не заносило белорусских студентов, спешащих за тысячи километров  больше с желанием  увидеть страну,  проявить себя в серьезной работе, чем за длинным рублем! Кто-то хранит в памяти стройки Сибири и Севера,  кто-то — отряды на берегу Черного моря, кто-то не может забыть напряженные будни под палящим солнцем на полях Молдавии.  Только благодаря молодости мы все умели узреть в этом много романтики, ведь, по сути, в каждом стройотряде приходилось молодым 18-20-летним парням «пахать» по-взрослому.  Брали в стройотряд и девушек.  По  своеобразному стройотрядовскому уставу  парни старались не нагружать их по полной. Но они стойко несли вахту на кухне, распорядок работы которой требовал раньше всех вставать  с восходом солнца — и позже всех задерживаться на работе. Не боялись девушки обязанностей чернорабочих и на важных объектах.

И вот в один из дней мы предались с Александром Григорьевичем воспоминаниям о Дагестане, куда сводный отряд белорусских студентов «Зубр» отправился на два летних месяца в 1970 году. В семидесятые годы в студенческой среде быть стройотрядовцем считалось почетным.  Каждый из входящих в отряд носил почетное звание, называясь очень веским словом «боец», и был одет в парадную форму полувоенного образца, работал же в спецодежде.  Вступить в стройотряд означало уже заранее быть готовым к  трудностям.

Сам же Александр Спиридонов, который учился на актерско-режиссерском факультете на отделении  культпросветработы, сразу пошел записываться, как только по общежитию пронесся слух, что на базе четырех вузов, в том числе и театрально-художественного института, создается стройотряд под названием «Зубр».  Вместе с ними в стройотряд входили студенты еще трех самых известных вузов страны – Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина, Белорусского педагогического института имени Горького, Минского радиотехнического института. Как он мог ответить отрицательно на вопрос друга-однокурсника,  прибежавшего  к нему в  общежитие  и воодушевленно спросившего: «Поедешь?!».  На самом деле, как было отказать?! Отказать уже заведомо означало показать слабину и потерять доверие в глазах друга.  Отказаться он не мог.

Среди дорогих сердцу реликвий, которые захватил с собой на встречу Александр Григорьевич, была спецовка-рукавица, сохраненная им с тех далеких уже теперь семидесятых. На ней четко прочитывается нанесенная шариковой ручкой памятная надпись: «ДАССР,г.Кизляр. ССО «Зубр». Июль-август 1970″. Вспоминая о стройотряде,  он как-то сразу помолодел, и огонек юношеского азарта то и дело вспыхивал у него в глазах, когда он вел рассказ, как собирались, добирались, «дислоцировались», знакомились с местными традициями южной республики и как, чего греха таить, предавались иногда после работы «вольнице», которая по уставу стройотряда строго каралась.

Это были молодые годы, и рядом с ним в стройотряде оказалась его сокурсница-одногруппница – Людмила Базеко. Что, конечно, не могло не воодушевлять молодого парня, хотя он в рассказе о ней был несколько сдержан и неоднократно повторил,  что Спиридоновой она стала только спустя два года после совместной поездки в стройотряд.  Кстати, есть среди семейных реликвий Спиридоновых и памятная фотография из  популярнейшей в то время молодежной газеты «Знамя юности». На фотографии запечатлена молодая девушка с нежным букетом цветов на фоне памятника Ленину, что возвышается на центральной площади Минска, носившей в те годы имя вождя пролетариата. Орган республиканского штаба студенческих строительных отрядов Беларуси «Знамя юности на студенческой стройке» широко и разносторонне освещал стройотрядовское движение тех лет на своих страницах. Встрече молодежи перед отъездом в разные точки Советского Союза посвящался отдельный репортаж, а лицом молодежи была выбрана симпатичная Люда Базеко.

Всех, кто входил в студенческий строительный отряд из театрально-художественного института, Александр Григорьевич помнит до сих пор по именам и фамилиям. Во всяком случае, когда мы вместе рассматривали общую фотографию тех лет, он без запинки называл каждого из «бойцов», при этом добавлял  интересные факты их последующей биографии.  После окончания многие из них стали известными людьми в театральной и художественной среде и каждый, без сомнения, внес значительный вклад в развитие культуры Беларуси. Был среди них  Игорь Янковский – сын Ростислава Янковского,  в будущем актер Академического театра имени Янки Купалы  Александр Владомирский, режиссер Драматического театра имени Якуба Коласа в Витебске и в театрах Минска Валерий Мазынский.   Но тогда они все были равны и объединяла их одна совместная задача: они принимали участие в строительстве важнейшего объекта не только для южной республики, но и для всего Советского Союза – Кизлярского электро-механического завода. Добавлю, уже к чести своих собратьев по перу – корреспондентов газеты «Знамя юности на студенческой стройке» (а на эту работу во время летних каникул мечтал попасть когда-то каждый из студентов журфака), трудовые будни стройотрядовцев регулярно прослеживались из печатных статей и заметок, репортажей.  Сто тридцать молодых парней и девушек  принимали участие в возведении главного корпуса предприятия. Приходилось заниматься укладкой бетонных полов, прокладкой канализации, выполнять работы на крыше. Трудно теперь даже представить, что маленькую и хрупкую Люду Базеко посылали на крышу следить за соблюдением всех правил техники безопасности ее парнями-однокурсниками.  Была еще одна веская причина, что ее определили для работы на крышу. Ребята из стройотряда в шутку «продали» ее местным парням за 10 баранов. Каким же было удивление всех стройотрядовцев, когда  в летнее утро к корпусам их общежития подогнали фургон и стали выгружать баранов, требуя выполнения обязательств от приезжих стройотрядовцев. Оказывается, местные жители, как в том фильме «Кавказская пленница», обо всех сердечных вопросах привыкли договариваться через кого-то и при этом в полном серьезе верить на слово. Вот как обернулась для девушки шутка парней-однокурсников. Правда, теперь это все вспоминается с юмором и доброй иронией. Но тогда переполох был нешуточным!

Строительные работы закалили их серьезно.  Жили они в общежитии СМУ№9 треста «Дагстрой». Наряду с работой посменно, нередко в ночную, чтобы легче переносить жару,  как люди творческие, они не могли не принимать участие в культурной жизни региона, проявляя свои таланты в агитбригаде, с которой выезжали на концерты. Входили в агитбригаду представители со всех вузов.  Встречали и провожали их с поистине кавказским гостеприимством!

Помнится первая встреча с морем – их специально свозили показать Каспий. Чем поразил он белорусских ребят, так это тем, что до глубины, приемлемой для плавания, потребовалось пройти сначала два километра, и коричневато-желтым цветом воды.  Помнятся и черные воды Терека. Восточный маленький магазинчик с вином местного производства, которое они любили пробовать с бесплатно прилагавшимися к нему фруктами и овощами. Помнятся арыки и наливные колеса.  Изобилие фруктов в южных садах, куда студентов отвозили специально, чтобы они отъелись ими вдоволь, изобилие рыбы. Кстати, в первый же день по приезде всех девушек обязали чистить туши рыбы, что было для них испытанием не из легких.

Возвращение было омрачено неожиданным отъездом по причине вспышки холеры под Астраханью.  Переживали родители, волновались сами студенты. Правда, отъезд, несмотря на срочность, прошел организованно, и по возвращении их всех сразу,  без планируемого карантина, отпустили по домам.   И все-таки те два месяца  вспоминаются тепло и радостно.

Всегда Людмила Васильевна  и Александр Григорьевич Спиридоновы воспринимались мной как пара, которая создала свой союз и на общности интересов.  В культурной среде города они во многом дополняют друг друга и являются наставниками для молодежи, поскольку за плечами у них огромный опыт работы.  Александра Григорьевича я помню еще руководителем отдела культуры райисполкома, к которому я обращалась в первый год своей работы двадцать пять лет назад при написании критического материала. Как ни странно, это нисколько не испортило наше последующее сотрудничество.  Людмила Васильевна всегда ассоциируется у меня с Ошмянским народным театром, которым она руководит многие десятилетия, и чьи пьесы с огромным удовольствием смотрит вся театральная публика города.  При этом она являлась долгое время директором РДК. Ну, а Спиридонова-декламатора невозможно спутать ни с кем. Этот непревзойденный талант по-настоящему трогает во время праздников,  приуроченных ко Дню Победы. Откуда идет эта проникновенная дикция, мне стало понятным, когда я в последнем разговоре узнала, что его отец был участником войны – встретил войну в Гомеле в школе аэрофотосъемщиков, а затем освобождал Гомельскую область в 1944 году и был ранен под Будо-Кошелевом. Потом с семьей обосновался в Гомеле.

С Ошмянами жизнь у Спиридоновых связана с 1972 года. Они попали в наш город сразу после окончания института.  И только  годом позже датирована надпись на присланном матерью дневнике за выпускной класс сыну Александру. Хранится он теперь у него. А мама до самого окончания института все сомневалась в талантах и способностях сына, будучи учительницей начальных классов, ей хотелось видеть его отличником.

Через два года по приезде в Ошмяны, получив квартиру на Красноармейской, Александр Григорьевич зашел как-то в магазин «Радуга» за кипятильником. Каким же было  радостным его удивление, когда на этикетке он прочитал, что выпущен кипятильник на Кизлярском электро-механическом заводе!

А портрет Людмилы Васильевны Спиридоновой, написанный мужем,  на котором она солнечно лучится глазами, улыбкой, своим неподражаемым белокурым цветом волос, по восприятию этой женщины очень напоминает ту давнишнюю фотографию из центральной молодежной газеты, только на нем она еще красивее.

Валентина ДРОЗДОВА.

Фото из семейного альбома Спиридоновых.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *