«Со мной тяжело не работать»

Главное

Сегодня в системе образования района «Средняя школа №1 г. Ошмяны»  — безусловный лидер. Многие новаторские подходы в организации учебно-воспитательного процесса этой школы хорошо известны и в области, и в республике. В 2013 году школа была признана лучшей в области с вручением сертификата «Брэнд образования-2013». Несомненно, успешность этого учреждения во многом связана с личностью, профессионализмом его директора Михаила Марьяновича Гружевского, который руководит школой уже 27-й год.


После недавно прошедшего итогового совета отдела, где школе в очередной раз было присвоено звание «Школа образцового качества и порядка», мы решили узнать у Михаила Марьяновича, легко ли на протяжении многих лет удерживать лидерство и в чем скрыт такой огромный профессиональный потенциал.

— Михаил Марьянович, многим известно, что вы уроженец д. Каменка Ошмянского района, родились и выросли в крестьянской семье. Откуда стремление к знаниям, учительскому труду?

— Да, деревня Каменка — моя малая родина, в Каменской восьмилетней школе, когда я ее оканчивал в 1970 году, училось 175 детей. И сегодня, уже со своего почти 40-летнего педагогического стажа, вижу, что учили нас великолепные учителя Александра Трофимовна Корсакова, Анна Макаровна Кащиц, Валентина Николаевна Фурса, Татьяна Титовна Шинкевич, Валентин Гаврилович Ган и Ефросинья Максимовна Ган… Их уже нет, к сожалению, но память хранит их образы, мудрость, их уроки.

Родители мои вырастили четверых детей. Воспитывали в труде и ответственности. Отец в свое время закончил 2 класса русской (царской) школы, мама — 3 класса польской. Несмотря на тяжелый крестьянский труд, всегда любили книгу, много читали, особенно отец, и  главной целью жизни считали образование своих детей.

— Похоже, их мечта сбылась?

— В принципе да! В семье — учитель начальных классов, учитель истории, экономист-бухгалтер, ученый-агроном.

— А почему вы все-таки пошли в учителя?

— Сегодня многие считают, что центры культуры и интеллигентности — города. Не спорю о дне сегодняшнем, но в 60-е и 70-е это однозначно было село. В нашей Каменке, когда здоровались друг с другом, обязательно снимали шапку, а когда здоровались с учителем, шапку снимали издали. Наверное, абсолютное большинство нынешней интеллигенции в возрасте от 40 лет и старше — это выходцы из деревни.

Прежде чем стать учителем, я закончил Ошмянский сельскохозяйственный техникум, а потом Гродненский университет по специальности «история». Раньше думал, что сработал момент случайности, сейчас понимаю: ничто не бывает случайным, закономерность просто не всегда на поверхности.

— Слышала, что в армии вы были пограничником. Какие впечатления остались от службы?

— Да, действительно, воинскую службу я проходил в пограничных войсках на заставе им. Утина. Считаю, что именно эти годы сформировали характер, ответственность, умение дружить и дорожить человеческими отношениями.

— А как начиналась ваша педагогическая биография?

— В профессию пришел в 1975 году, начинал в должности учителя начальной военной подготовки и истории в СШ №2, сокращенно тогда называли «военрук». Был предмет, была программа, были и очень высокие требования по сути двух ведомств: министерства образования и министерства обороны. Выпускники умели стрелять, знали основы строевой подготовки, уставы, тактику ведения боя. Военно-полевые сборы продолжительностью 30 дней ежегодно проходили в летних палаточных лагерях. Обязательным для военрука было и военно-патриотическое воспитание всех учащихся школы, а игры «Орленок» и «Зарница» были венцом этого направления. О том, насколько серьезно я относился к этой работе и насколько она была успешной, говорят не только благодарные отзывы бывших учеников, но и грамота командующего Западным Белорусским военным округом генерал-лейтенанта Третьяка, полученная по результатам проверки школы в 1978 году.

— Скажите, а директором вы стали сразу после «учительства»?

— Нет, несколько лет работал заместителем директора по воспитательной работе СШ №2 , затем инспектором отдела образования.  Директором СШ №1 г. Ошмяны был назначен в июле 1987 года.

— Очень важно в начале профессионального пути, кто рядом, кто может помочь, подсказать и потребовать, с кого можно брать пример. Кто был наставником для вас?

— СШ №2 в 70-80-е годы была звездной россыпью педагогических талантов. Заслуженные учителя Республики Беларусь А.И. Бабарыкина, З.И. Артемьева, В.А. Сакович, Г.И. Шумская — представляете! —  одновременно работали в одной школе! Я и сегодня очень люблю и ценю воспитательную составляющую школьного процесса. Наверное, потому, что рядом был такой замечательный человек, учитель, заместитель директора по воспитательной работе Т.Я. Пищик.

Для многих учителей моего поколения трудно переоценить и роль директора СШ №2 Владимира Александровича Петровского. Кто прошел школу Петровского, тот уже был готов состояться как руководитель. Вместе работали Е.В. Михалькевич и В.И. Чернецова (впоследствии директора школы), П.В. Коваленок – заместитель директора, потом заведующий отделом образования, Т.Р. Ивашкевич — в будущем заведующая методическим кабинетом, Т.Н. Ерашова и, конечно же, моя сестра, мой наставник и советчик Станислава Марьяновна, учитель начальных классов. А в отделе образования незаменимым профессионалом на протяжении более двух десятилетий, взрастившим не одно поколение руководителей, была заведующая методическим кабинетом Любовь Александровна Тарабанова. Это сегодня любой ответ можно найти в интернете, компьютере. Тогда таким интернетом и компьютером по всем педагогическим вопросам была Любовь Александровна!

— А в средней школе №1, когда начинали в общем-то еще весьма молодым  директором, на кого опирались?

— Прежде всего на свою ответственность и стремление все понять, везде успеть и сделать как можно лучше (в принципе, все это осталось и сегодня, ничего не изменилось). Но очень важно, что все мои стремления были поддержаны такими авторитетными людьми и педагогами, как заместители директора М.И. Луня, Л.Л. Битная, учителя М.В. Каркотко, Е.М. Лисова, Л.И. Михневич, Р.Ф. Рутковский и Ч.И. Рутковская. Этот перечень можно продолжать и дальше. Я не скажу, что принималось все безоговорочно, в чем-то менялся коллектив, а в чем-то менялся и я.

— А сегодня кто ваша опора?

— Это весь педагогический коллектив: и опытные, и молодые. Не буду перечислять, чтобы кого-то не обидеть, тем более что это практически все. Очень ответственны социально-психологическая служба, педагоги-организаторы, руководители творческих коллективов, ну и, конечно же, мои заместители В.В. Гусь, А.Р. Денисова, С.Р. Жуковская, А.Р. Ленковская, Я.А. Мацкевич. Я ценю их не только за профессионализм, но и за абсолютные человеческие качества.

Моя опора, конечно же, родители учеников. Я всегда на собрании подчеркиваю, что наши родители самые ответственные, порядочные и умные. Они всегда понимают проблемы школы и готовы к сотрудничеству.

Это и моя семья, которая всегда принимала и принимает мои профессиональные ценности и приоритеты. Это и мои друзья, настоящие, проверенные временем. Всегда находил и нахожу поддержку и понимание руководителей предприятий, в отделе образования, во всех структурах исполкома.

Ну и, конечно же, ученики — великая созидающая сила, только нужно ее профессионально чувствовать и направлять.

— Наверное, за 27 директорских лет сформировались какие-то незыблемые классические подходы, непререкаемость в принятии решений, удовлетворенность от сделанного?

— Не думаю. К счастью для школы и, наверное, для меня лично, всю мою педагогическую жизнь меня сопровождает чувство критического отношения к себе, чувство сомнений и поиска. Много бывая в школах района, других регионов, я не вижу, что у них, возможно, что-то хуже, чем у меня, я вижу, что у них лучше, что достойно подражания, но не через копирование, а через творческое переосмысление. И это видение хочется привить коллективу, каждому учителю: без критического отношения к себе невозможно развитие.

А что касается непререкаемости в решениях, то бывает по-разному. Меня можно убедить, если увижу, что другое решение, не мое, более рационально. Но не принимаю голого критиканства. Есть категория людей, специалистов, которые всегда знают, как не надо, но взамен что-то конструктивное предложить не могут. Уважения к таким «профессионалам» не испытываю. Для меня приемлем только один подход: отвергая – предлагай.

— Обычно учителя — это еще и по жизни активные люди. Вы ведь тоже находите время на общественную деятельность?

— Вы правы, профессия учителя уже сама по себе общественная. Еще в молодые годы во второй школе был председателем профсоюзного комитета, секретарем партийной организации школы, был и членом бюро райкома партии, членом районного исполнительного комитета в конце 80-х годов. Являюсь председателем совета директоров системы образования Гродненской области. Трижды избирался депутатам районного Совета, был депутатом областного Совета 25-го и 26-го созывов. Стоял у истоков создания общественной организации «Белая Русь». Являюсь помощником депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва Натальи Геннадьевны Кучинской.

Вся эта общественная работа, несомненно, способствует формированию и развитию личностных позиций, умению работать с людьми, принимать решения.

— Михаил Марьянович, не жалеете об избранном профессиональном пути?

— Нет. Хотя, наверное, на определенных жизненных этапах можно было менять работу, менять профессиональные приоритеты, направления деятельности. Без ложной скромности уверен, что везде у меня бы все получилось. По-другому не позволило бы чувство ответственности, нормальное самолюбие и просто совесть.

Но школа поглотила меня полностью и без остатка, и чего уж тут жалеть. Главное уже не во мне, главное, чтобы не жалели родители, что я директор их детей, не жалели мои 2442 выпускника, которым я вручил аттестат о среднем образовании. Не жалели мои сегодняшние 864 ученика, что они учатся в первой школе. Понимали меня мои учителя, понимали, что в школе, где есть стремление к дисциплине, к порядку, к качеству образования, к новаторству, чувствуешь себя более защищенным, уверенным, профессионально востребованным и уважаемым учителем, идущим в ногу со временем.

— И последнее. Михаил Марьянович, как вы думаете, с вами тяжело работать?

— Тяжелее всего со мной работать мне самому. А коллективу… Наверное, отвечу так: со мной тяжело не работать.

— Спасибо за искреннюю беседу. Удачи вам во всех начинаниях!

Беседовала Людмила КОЗЕЛ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *