Из истории музейного экспоната: гусарские доломан и кушак

Культура

В Год исторической памяти Ошмянский краеведческий музей имени Ф.К. Богушевича совместно с редакцией газеты «Ашмянскі веснік» начинает новый проект «Из истории музейного экспоната». Как хранитель фондов музея долго думала, с какого предмета начать цикл повествований, чтобы заинтересовать читателей нашей районки. Конечно, в нашем музее хранится много артефактов времен Великой Отечественной войны: оружие, боеприпасы, обмундирование и вещи бойцов Красной армии и партизан, документы жителей города, района, оккупационного фашистского режима. Но все это можно увидеть у нас на выставке “Без срока давности”, которая посвящена фактам геноцида белорусского народа в годы войны. Срок действия выставки продлен до конца 2022 года.

Историческая память –это связь времен и поколений, которая заставляет человека ценить, уважать, испытывать чувство гордости за принадлежность к определенной нации. Размышляя, какие же еще события важны для нас, белорусов, в этом году, я вспомнила о 210-й годовщине Отечественной войны 1812 года. Театр активных военных действий проходил на территории Беларуси, Ошмянского повета, входившего тогда в состав Российской империи.

Бытует мнение о том, что французский император, следуя с армией летом 1812 года, останавливался в Ошмянах. Через 100 лет старожилы города утверждали (в частности, бывший городской староста Высоцкий и житель Ошмян Ган), что Наполеон останавливался в доме Ханзынского на Борунской улице, около мельницы.

Сохранилась история другого старожила Ошмян – графа Потоцкого. Он вспоминал, что возле деревянной церкви девушка покушалась на жизнь французского императора, когда он вступил в Ошмяны (возможно, июнь 1812 года). Девушку задержали и расстреляли во дворе дома, где останавливался Наполеон. Прах девушки покоится в братской могиле (какой?) на «русском» (православном) кладбище в Ошмянах. Существуют и другие были и легенды о войне 1812 года, о которых мы расскажем в следующих повествованиях.

Хотелось бы коснуться истории тех предметов, которые находятся в основном фонде музея (состоит из 12315 предметов) и относятся к раритетам. Среди них —  гусарские доломан, кушак, французская лядунка, французская ташка, банник, боеприпасы, медаль «100 лет войны 1812 года», монеты этого периода, часть чернильного прибора «Гробница Наполеона».

Начать серию рассказов хочу с русского доломана и кушака – элементов гусарского мундира.

«Если хочешь быть красивым, поступай в гусары», — говорил Козьма Прутков. Небрежно откинутый на левое плечо ментик (меховая накидка), лихо заломленный кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги, пышные усы, разрешенные в то время офицерам легкой кавалерии, – разве можно остаться равнодушным к такому красавцу?!

Гусарский доломан – от турецкого dolama – «красный янычарский плащ», часть гусарского мундира: короткая однобортная куртка (до талии) из сукна со стоячим воротником и шнурами. В XVIII веке венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Европы. Отсюда еще одно название доломана – «венгерка». В России в 1800 – 1810 гг. изготовление доломана для рядового гусара стоило 2 рубля и 2 копейки, унтер- офицера – 3 рубля 82 копейки. Довольно большие деньги для простых людей. Поэтому в этих войсках служили представители русской знати. Доломан изготавливался из сукна размером в один аршин (0,71 м) и стоил 1 рубль 84 копейки. Несмотря на то, что вытачек на доломане не делалось, он должен был плотно облегать фигуру гусара, для чего сукно растягивали по фигуре, разглаживая и утюжа его. На шнуровку доломана уходило 30 аршинов шерстяного шнура по копейке за аршин. Одним из самых дорогих элементов доломана были пуговицы: цена одной пуговицы составляла 4 копейки. Один комплект пуговиц выдавался гусарам на 20 лет. В случае потери одной пуговицы гусарам приходилось самим покупать новый комплект, так как казна деньги на пуговицы не выделяла и не компенсировала траты на них.

Рукава доломана были узкими и длинными, закрывали половину ладони. Тем не менее, сзади шел разрез около 12 см, благодаря чему рукава можно было спокойно закатать. Воротник доломана был стоячим, до 1812 года – высоким, незастегивающимся и жестким. С 1802 года воротники рядовых гусар отделывались белой овчиной, а офицеров – серой крымской мерлушей, но к 1816 году у гусар Сумского, Белорусского, Мариупольского, Елисаветградского и Иркутского полков появился черный мех. По цвету доломана, ментика, кушака, ташки можно было определить принадлежность к определенному гусарскому полку русской армии.

Доломан в нашем музее по характерной окраске воротника, обшлага принадлежал рядовому лейб-гвардии Его Императорского Гусарского полка (конвоя императора). В комплект формы рядового лейб-гвардии Его Императорского Гусарского полка в то время входили синие расшитые чакчири (рейтузы), алый ментик (короткая верхняя куртка) с мерлушковой обшивкой натурального меха и алый (красный) гусарский доломан (мундир). Этот полк в 1812 году был единственным из гусарских гвардейским, остальные были армейскими. Униформа этого полка была с 1807 по 1817 годы. В 1812 году гвардейские гусары воевали и побеждали именно в этой форме.

Кушак представлял собой сложную плетеную конструкцию из витых шнуров желтого (белого) цвета с золотыми или серебряными перехватами. Требовалось около 150 метров шнура на один кушак. Он имел спереди так называемые перехваты или гомбы: три ряда по шесть гомб в каждом и подвесы — шнуры с двумя кистями. Застегивался кушак сзади на петли и костыльки. Рядовые и унтер-офицеры носили кушаки по цвету ментика, а перехваты – по цвету шнуров на ментиках и доломанах. У офицеров кушак был из серебряных нитей, скрученных с черным и оранжевым шелком в середине. В Ошмянском краеведческом музее экспонируется кушак офицера в черно-оранжевых цветах.

Как и когда эти ценнейшие раритеты попали в наш музей? Для развития краеведения, с целью повышения статуса краеведческих музеев в 1955 году выходит распоряжение главного управления Министерства культуры БССР о том, чтобы крупные областные музеи выделили из своих фондов раритетные музейные предметы для районных краеведческих. Так в наш, тогда еще молодой Ошмянский музей поступили предметы из Кобринского военно-исторического музея имени А.В. Суворова. Среди них — и гусарские доломан и кушак.

Татьяна КИРКОВСКАЯ, хранитель фондов музея.

Фото Алины САНЮК.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *