Интернет-мошенники активизировались в Ошмянском районе

Происшествия

За истекший период 2022 года на территории Ошмянского района зарегистрировано 19 преступлений в сфере информационной безопасности, что на 7 меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Однако 13 из них по настоящее время остаются нераскрытыми. Кроме этого, в районе увеличилось число мошенничеств, совершенных с использованием сети интернет.

Еще один новый случай интернет-мошенничества произошел буквально на днях: злоумышленники лишили ошмянца, перешедшего по ссылке, 14 тысяч рублей.

В январе местная жительница в социальной сети Instagram обнаружила аккаунт с названием «МАГАЗИН ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ», где осуществлялась реклама и продажа одежды. Связавшись с владельцем через написание сообщений в директ, женщина осуществила заказ. Во время переписки она получила реквизиты банковской платежной системы для осуществления оплаты за приобретаемый товар путем перевода денежных средств на карт-счет. Спустя непродолжительное время у нее появились сомнения по факту приобретенного товара, а продавец в итоге перестал выходить на связь. В результате мошеннических действий «продавца» женщина потеряла 85 рублей.

В апреле пять местных жительниц в социальной сети Instagram обнаружили аккаунты с названием «MEBLI.BELARUS» и «HYPE.MEBEL», где осуществлялась реклама и продажа садовой мебели. Связавшись с владельцем, женщины осуществили заказ на сумму 200, 300, 320, 670 и 880 рублей соответственно, переведя деньги за приобретаемый товар на карт-счет. По факту они остались без денег и мебели.

Мошенничества, связанные с продажей садовой мебели продолжились в мае и июне на страницах «COCON.BELARUS» и «MEBLI.BELARUS» в социальной сети Instagram, от которых пострадали еще четыре местные жительницы на сумму 300, 394, 570 и 760 рублей.

В июне к садовой мебели добавилась еще и женская обувь на странице «WAFL.ROOM.DREAM» социальной сети «Instagram».

Потерпевшими по уголовным делам стали женщины в возрасте от 25 до 45 лет.

В ходе расследования уголовных дел было установлено, что интернет-мошенники украли аккаунт продавцов аксессуаров для сада-дома, одежды. За годы работы у добросовестных продавцов набралась довольно обширная аудитория. Пользуясь этим, интернет-мошенники через украденный аккаунт предлагают мебель и другие товары по низким ценам, якобы от имени изготовителя.

Стоит констатировать, что мошенники вновь начали активно обманывать жителей нашей страны. В этот раз они убеждают граждан, что кто-то оформил на их имя кредит, для аннулирования которого необходимо оформить настоящую ссуду, а деньги перевести на определенный счет.

Так, 29 июля 52-летней жительнице Жупран позвонили на Viber и сообщили, что мошенники пытаются похитить деньги с ее карты, а следовательно их надо спасать! Для спасения сбережений женщине предложили оформить кредит, а деньги перевести на указанный счет. Женщина пошла на поводу у злоумышленников. Она оформила кредит на 4140 белорусских рублей в банке, а деньги перевела на указанный счет. Само собой после этого «сотрудники банка» перестали выходить на связь, а гражданка поняла, что ее обманули аферисты.

Не исключено, что в скором времени количество таких звонков увеличится. Помните, что никому нельзя передавать информацию о пластиковой платежной карте. Особенно сотрудникам «банка», которые звонят на Viber, Telegram или WhatsApp.

Мы в очередной раз напоминаем. Сотрудники банка:

— не звонят при помощи мессенджера;

— не просят сообщить реквизиты платежной карты;

— не просят установить сторонние приложения;

— не просят перевести деньги на сторонние счета.

Очень много людей пострадало в ходе продажи и покупки различных вещей, разместив объявления об этом на сайтах или в приложениях различных площадок, таких как «Куфар», Onliner, AV.by и др. Вы должны знать – самый надежный способ оплаты – оплата наличными. Сотрудники милиции рекомендуют осуществлять сделку при личной встрече. В таком случае вы сможете на месте получить товар или оплату за него.

 Как правило, жители района пострадали в результате того, что:

—  перевели деньги на карт-счет продавца и не получили товар;

— предоставили данные своей банковской карты и с нее произошло списание всех денежных средств;

— установили в телефон приложение, например такое как «ANEDESK», направленное «покупателем», которое предоставило последнему полный доступ к телефону и привязанной к нему банковской карте;

— перешли по вредоносной ссылке, направленной в личном сообщении с «покупателем» или «продавцом».

— перешли по фишинговой ссылке, например такой как «KUFAR.BY- WEB.ONLINE», «KUFAR.TRANSFER-BY.COM», «KUFAR.DOSTAVKABY.COM», «KUFAR.ONLINE-SAFEPAY.COM», «KUFAR.SALE-BY.COM», «KUFAR.ITEMS-BY.COM» или «AUTOLIGHT.BY-DOSTAVKA.INFO» и т.п.

Чтобы избежать обмана администрацией сайтов очень много информации размещено непосредственно или в приложениях «Куфар», Onliner, AV.BY и др., но в то же время мы повторим, что не следует разглашать идентификационные данные банковских карт. При необходимости, сообщите покупателю только номер карты — 16 цифр на лицевой стороне, ни в коем случае не предоставляйте другие данные (в некоторых банках может дополнительно потребоваться срок действия, указанный на лицевой стороне карты). Для перевода денег на карту не нужен cvc/cv2 код (это трёхзначное число на обратной стороне карты на полоске с вашей подписью) и не нужен смс-код). Этого достаточно для платежа. Если покупатель согласился на предоплату, уточнив номер вашей карты, и просит предоставить код в SMS сообщении или другие сведения о карте, не сообщайте их.

Если вы отправляете товар почтой/наложенным платежом, обязательно узнайте контактный телефон человека, заинтересованного в сделке, проверьте достоверность этого номера: уточните его, если он не указан в объявлении, позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку. Бывают случаи, когда по Вашей просьбе «заинтересованным» предоставляется несуществующий номер телефона под предлогом того, что номер пока недоступен (в ремонте, нет денег и т.д.). Ни в коем случае не отправляйте деньги до тех пор, пока не пообщаетесь с продавцом по телефону. Если же он не предоставляет свои данные – откажитесь от сделки.

Всегда нужно проявлять бдительность, особенно при переводе денег на карту, даже если продавец или покупатель очень располагает к себе. И ни в коем случае не нужно связываться с продавцом, если цена на хороший товар указана очень невысокая, а в качестве единственного способа связи указан номер Viber, Telegram или WhatsApp в тексте объявления. Для дополнительной безопасности вы можете посмотреть, когда был создан профиль продавца. Если он создан совсем недавно, и все объявления в нем свежие, то при совершении сделок с таким продавцом рекомендуем проявлять повышенную бдительность. Дату создания профиля можно видеть на странице продавца под его именем.

Также не следует отвечать на подозрительные сообщения, которые отправляются вам в виде СМС. В этом случае лучше тут же заблокировать отправителя. И ни в коем случае не стоит переходить по ссылкам, если они содержатся в таком сообщении.

Если товар продается или покупается на Куфаре, ведите переписку по поводу товаров исключительно на Куфаре. Администрация Куфара старается блокировать отправку сообщений от неблагонадежных продавцов, поэтому в случае, если продавец очень старается перевести общение в другой канал (например, Viber, WhatsApp, Telegram, или электронную почту) – это должно насторожить.

Когда продавец вам сообщает номер карты для перевода денег, вас должно насторожить, если:

— отправлено фото/скриншот с номером карты или фото листочка с цифрами;

— предлагают сообщить номер карты в мессенджере (Viber, Telegram, WhatsApp), почту или соц. сети (ВК, Одноклассники и т.п.);

Мы искренне надеемся, что вам никогда не доведется столкнуться с недобросовестным поведением, а также в том, что эта информация поможет вам избежать негативных последствий.

Анатолий Щастный, начальник Ошмянского РОВД подполковник милиции.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *