Совершенствование Конституции необходимо для уверенного развития страны

 

Основной Закон любого государства должен соответствовать реалиям времени. Одно дело, когда идет формирование общественных структур зарождающейся независимости и другое — когда страна состоялась и необходимо новое основание для дальнейшего движения вперед. Сейчас в Беларуси для определения путей развития развернулся общественный диалог. О том, какими могут быть изменения и дополнения в Конституцию, какие предложения уже поступили специалистам, корреспонденту «НГ» рассказал Валентин Семеняко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.

— Валентин Михайлович, почему на протяжении как минимум этого года в общественном правовом поле поднимается вопрос о совершенствовании нашего Основного Закона?

— Немного истории: за семь десятилетий советского периода было принято четыре редакции Конституции. Действующий Основной Закон суверенной и независимой Беларуси вступил в силу 15 марта 1994 года. За этот период в него трижды вносились кое-какие изменения. Некоторые политологи напоминают, что американская Конституция была принята в 1787 году. Да это едва ли не старейший свод статей и правил, сохранивший основное содержание. Но за три столетия в него ­тоже вносили корректировки 27 раз. Конечно, нельзя жить по законам и правилам, которые перестают соответствовать нынешнимвызовам. И здесь важно не подходить к работе формально. Нужно понимать, что совершенствование Конституции является мощным инструментом консолидации общества.

— Какие, на ваш взгляд, правовые институты нуждаются в доработке, пересмотре?

— Прежде всего перераспределение полномочий между ветвями власти — как по горизонтали, так и по вертикали. Появилась необходимость уточнения отдельных формулировок и основных принципов, касающихся семейной, молодежной политики. Людей волнуют вопросы административно-территориального деления, экономическая политика, совершенствование судебной системы и многое другое. Судьба новой редакции Конституции будет зависеть от итогов общественного обсуждения и решения граждан. Принятие обновленного Основного Закона государства состоится только после референдума. Вот почему в качестве первого этапа этой работы власть предлагает общественный ­диалог.

Нельзя не сказать о необходимости совершенствования избирательного законодательства. Но, на мой взгляд, это работа скорее на опережение, задел на будущее, потому что сегодня я не вижу зрелой системы. Здесь важно, изучая опыт соседей, выработать свои подходы.

Любые правовые усовершенствования должны формировать условия для развития стабильного и процветающего государства, где приоритетом становятся не политические раздоры, а слаженная совместная работа всех ветвей власти. Важно не допустить падения страны в экономическую и социальную пропасть.

В то же время мы видим, как некоторые граждане предлагают вернуться к Конституции 1994 года или вовсе прекратить работу над изменениями. И такие призывы раздаются в момент, когда общественный диалог только начался. У меня возникает вопрос: чего добиваются те, кто еще недавно требовал перемен? Да и к чему предлагают вернуться? Нужно идти не назад, а ­вперед.

— Конституция — основа государственного суверенитета и независимости. Нужно ли перераспределение полномочий по вертикали власти?

— В действующей Конституции четко определены и прописаны полномочия местных органов власти. Вопрос в том, как это работает на практике. В Основном Законе важно определить механизмы реализации данных полномочий и гарантий их исполнения. Александр Лукашенко не раз обращал внимание на актуальность проблемы. Работа в данном направлении ведется. К слову, новая редакция Конституции должна снять ограничения, тормозящие этот процесс.

Беларусь — суверенное и независимое государство, выстроенное благодаря политике Главы государства. На мой взгляд, альтернативы президентской власти в стране нет. В то же время необходимо усиливать работу Парламента, органов местной исполнительной власти. Идеальных моделей управления не существует, но есть оптимальные решения для конкретного этапа развития страны.

— Вы много работаете в регионах, в своем избирательном округе. Встречаясь с жителями, разбираясь с обращениями граждан, часто ли обсуждаете со своими избирателями возможные поправки в Конституцию?

— В регионах уклад жизни не такой динамичный, как в больших городах. Избирателей на селе, в малых городах волнуют более «приземленные» вопросы: ремонт дорог, организация медицинского обслуживания, работа жилищно-коммунальных служб. Предложения, которые мне передали с мест, тоже очень конкретные. В основном касаются административного деления, социальной политики, мер по укреплению института семьи, пропаганды здорового образа жизни.

Идут дискуссии о роли депутатов сельских Советов. Очевидно, что реалии нынешнего дня определяет переформатирование отношений исполнительной и законодательной власти и на местном уровне. На мой взгляд, этот вопрос нужно увязывать с полномочиями руководителей сельских администраций. Их статус — предмет особого рассмотрения. Надо понимать, что если председатель сельского Совета будет единолично принимать решения, особенно в сфере финансов, недвижимости и земельных отношений, то это может иметь и негативные последствия. Нужен общественный контроль, формат которого необходимо предусматривать особо. Мне кажется, нужно усиливать институт старост, особенно в маленьких населенных пунктах. Сейчас этот опыт присутствует в ряде деревень, но работа ведется на общественных началах, практически не оплачивается. Ситуацию пора менять.

— В начале октября депутаты Палаты представителей начали сбор предложений по изменению Основного Закона страны. Можно уже выявить какие-то тенденции?

— Каждый день мы получаем десятки писем. В начале недели их было уже более тысячи. Многие предложения связаны с полномочиями Президента, Парламента, органов местного само­управления. Есть замечания по изменениям избирательной системы, совершенствованию законодательства.

Приблизительно треть обращений далека от темы Конституции. В этих письмах нас просят отрегулировать порядок пассажирских перевозок, решить вопросы, связанные с процедурой прохождения технического осмотра автомобилей, внести изменения в пенсионное законодательство. Все эти запросы будут направлены в профильные комиссии и, конечно, не останутся без внимания специалистов.

— Летом за поправки в Основной Закон голосовали и в России. Будем учитывать опыт ­соседей?

— Готовясь к работе над изменениями нашей Конституции, мы изучили ход подготовки и принятия поправок в Основные Законы различных стран. Наша комиссия посвятила этому вопросу отдельное заседание. Безусловно, мы будем учитывать мировой опыт, опыт России, но не следует забывать, что у нас свой путь, своя история, свои традиции.

0

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
Генерация пароля