С днем медицинского работника!

Общество

 

Профессиональный праздник многие из медицинских работников встретят на рабочем месте, ведь у этой благородной миссии нет выходных. Встреча с новым и малоизученным вирусом COVID-19 наложила серьезный отпечаток на и без того непростую и ответственную работу. И пока мы «страдаем» от удушливых масок, срывая их и оправдываясь жарой, врачи, медсестры, санитарки надевают противочумные костюмы и спешат в отделения, ведь там нужна их помощь. О том, как в новых условиях работают медики и что говорят пациенты, корреспонденты «Ашмянскага весніка» узнали, побывав в центральной районной больнице.

Главное — правильная экипировка

В центральной районной больнице разделены потоки: пациенты следуют обычным путем через приемное отделение, а для персонала — отдельные проходы через санпропускники-шлюзы. Вместе с заместителем главного врача по медицинской части Еленой Завадской через отдельный служебный вход мы направляемся в «чистую» зону. Здесь, шаг за шагом следуя инструкции, облачаемся в те самые «космические» костюмы: комбинезон с капюшоном, который надевается поверх шапочки, бахилы, респиратор, щиток, две пары резиновых перчаток. Где-то там, под всеми необходимыми средствами защиты, пытаются «отбить» свое место на носу очки для зрения — без них тоже никуда. На то, чтобы экипироваться по всем нормам, у неопытных корреспондентов уходит порядка 25 минут. Технические средства, а в нашем случае это диктофон и фотоаппарат,  тоже «одеваются» — обматываются пищевой пленкой.

— Хоть бы не подвели, — с опаской поглядываем мы на своих укутанных помощников.

Здесь, в «чистой» зоне, под которую отвели детское отделение, стоят десятки пакетов с комплектами одежды — у каждого работника их несколько. Ведь за смену хочешь — не хочешь приходится выходить из отделения, а значит все «грязное» снимать и одеваться в чистый костюм.

Первыми пациентами нашей больницы в марте стали контакты первого уровня, работники пункта пропуска «Каменный Лог», затем заболевшие из Сморгонского района. Первый заболевший житель Ошмянского района госпитализирован 26 апреля. К началу нарастания случаев заболеваемости COVID-19 в Ошмянском районе наша больница успела оснаститься средствами индивидуальной защиты. Благодаря поддержке райисполкома была произведена закупка всего необходимого: халатов, комбинезонов, бахил, респираторов. Целую партию средств индивидуальной защиты пошило УП «Ошмяны-быт».

Спонсорскую помощь оказал и ряд организаций – жилищно-коммунальное хозяйство, сыродельный завод, мясокомбинат, работники РОЧС, индивидуальные предприниматели, общественные организации. С помощью Ошмянского РУП ЖКХ было переоборудовано несколько шлюзов.

Из «чистой» зоны — в «грязную»

Экипированные по всем нормам, через шлюз отправляемся в «грязную» зону — туда, где лежат заболевшие инфекцией COVID-19. Поскольку число их из-за всеобщей беспечности, увы, пока не снижается, под прием таких пациентов пришлось перепрофилировать часть терапевтического отделения, а также неврологическое. Всего, с учетом инфекционного отделения и реанимации, по словам главврача, для лечения заболевших коронавирусной инфекцией на данный момент развернуто 75 коек, запланированы резервы.

— Поскольку специфического лечения от этого заболевания пока не существует, наша главная задача – минимизировать  последствия  — помочь пациенту дышать, — отмечает Елена Завадская. — Для этого в терапевтическом отделении провели дополнительную линию, которая позволяет стационарно подключить к кислороду 22 человека. Кроме того, на случай необходимости создано десять мобильных точек в неврологическом отделении.

Для облегчения состояния пациентам  с вирусной пневмонией рекомендуют лежать на животе до 16 часов в сутки. Впрочем, от иных поз им и самим приходится отказываться. Когда мы вошли в палату, одна из пациенток перевернулась на бок, чтобы рассказать о своем самочувствии.

— Ничего не болит, — заметила женщина, тут же закашлявшись, — только тяжело дышать и слабость. Несколько раз в день нам замеряют уровень кислорода в крови и по необходимости назначают дышать им.

Для тех, у кого сатурация — уровень кислорода в крови — ниже 95 процентов, кислородная маска незаменима. При присоединении бактериальной инфекции назначаются антибиотики, по показаниям применяются препараты против образования тромбов, а также гормоны. Схемы лечения, разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь, зависят от течения болезни.

Среди пациентов, с которыми удалось пообщаться, — люди трудоспособного возраста. Где и как подхватили инфекцию, они и сами не знают. Некоторые лежат здесь семьями.

Самому маленькому пациенту ошмянских медиков с положительным результатом анализа на COVID было всего семь месяцев. Правда, никаких симптомов и проявлений болезни у малыша так и не обнаружилось.

«На работе чувствуем себя защищенными»

Бывать в отделении анестезиологии и реанимации до сих пор мне не приходилось. Может быть, поэтому увиденная картина произвела такое удручающее впечатление. Безусловно, каждому пациенту там уделяется повышенное внимание. Состояние больных постоянно контролируют врач,  медсестра, а также специальное оборудование. Однако беспомощность находящегося без сознания человека, жизнедеятельность которого поддерживает аппарат искусственной вентиляции легких, не может не шокировать.

В реанимацию переводят пациентов в самом тяжелом состоянии, когда высока вероятность того, что понадобится искусственная вентиляция легких. А потому все усилия медперсонала направлены на то, чтобы избежать этой крайней меры.

Тем, кто до сих пор считает, что пандемия надуманна, а маска бесполезна, с уверенностью могу сказать: COVID реален и беспощаден. А реакция организма на вирус индивидуальна: кто-то переносит его в легкой форме, даже не замечая, а кто-то — неделями борется с пневмонией, которая даже после излечения может оставить негативные последствия. Так называемая сетка на легких, рубцы — масштаб этих изменений учеными пока не изучен.

— Не боитесь принести инфекцию домой? — интересуюсь у медсестры отделения анестезиологии и реанимации Светланы Ковальчук, которая смену за сменой спешит на помощь своим пациентам.

— На работе мы чувствуем себя защищенными, — рассказывает Светлана, — поскольку принимаем все необходимые меры предосторожности. Используем средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, на обед и санитарные перерывы выходим в «чистую» зону, снимая «грязную» одежду в шлюзе. Перед уходом домой принимаем душ и переодеваемся. Гораздо страшнее в магазинах, автобусах и иных общественных местах, где люди пренебрегают элементарными правилами безопасности.

COVID-19 — не единственная болезнь

В период пандемии нагрузка на медперсонал выросла в несколько раз. Нет, пожалуй, ни одного врача, медсестры или санитарки, которых не коснулись изменения. Противочумные костюмы заменили белые халаты не только в «ковидных» отделениях, но и в тех, где лежат обычные пациенты. Ведь какие условия не диктовал бы коронавирус, он не единственный – сахарный диабет, холецистит, инсульт, аппендицит и другие острые заболевания и обострения хронических тоже надо лечить. Они также могут сопровождаться коронавирусной инфекцией. Точно так же, как необходимо выписывать рецепты (их теперь, кстати, привозят на дом), проводить профосмотры для устройства на работу, вести прием пациентов, оказывать неотложную хирургическую помощь…

Прием ведут Артем Станулевич и Екатерина Генюш

— Жизнь-то продолжается, с «ковидом» или без, — справедливо отмечает медсестра терапевтического отделения Ирина Воронович. — Лечебный процесс никто не отменял. Разве что пришлось привыкнуть к новой униформе, которую удобной не назовешь, и несколько скорректировать график работы. На свою смену, которая по-прежнему длится сутки, теперь заступаю не в 8.00, а в 9.00. Коллеги из других отделений приходят к 8.15, 8.30 и т.д. Это сделано для того, чтобы развести потоки работников, пришедших на работу и покидающих ее через шлюз.

К слову, с этой целью в поликлинике организован раздельный прием пациентов с температурой и без – обязательная термометрия ведется и в стоматологической поликлинике. Вход в изолятор приемного покоя, куда поступают пациенты с пневмонией, также осуществляется с улицы.

И хотя плановые осмотры ограничили – многие и сами откладывают несрочные визиты к врачу, – работы у медицинских работников стало больше. В стационар помещаются лишь те пациенты с коронавирусной инфекцией, у которых подтверждена пневмония или состояние требует круглосуточного наблюдения медработника. Остальные две трети заболевших проходят амбулаторное лечение на дому. Участковый врач и медсестра ежедневно по телефону связываются со своими пациентами, чтобы справиться о самочувствии – посетить всех каждый день лично просто нереально. Сельские жители, заболевшие COVID, наблюдаются специалистами амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов.

Жанна Прокопчик делает анализы

Пациентами с коронавирусной инфекцией в поликлинике  занимаются четыре контактные бригады – три взрослые и одна детская. Контактные бригады имеют дело с инфицированными и потенциально больными, а потому, естественно, выезжают на дом в противочумных костюмах, которые так устрашающе действуют на многих. После получения от коллег-эпидемиологов списка контактов первого уровня идет их отработка – забор мазков, вручение памяток о самоизоляции, контроль за состоянием, повторный забор биологического материала на анализ.

С каждым вновь подтвержденным случаем заболевания растет и количество контактов, а значит, и потенциальных пациентов, число которых может исчисляться  десятками. Именно поэтому так настоятельно просят медики ограничить круг общения, соблюдать дистанцию, носить маски. Ведь во многом от нас зависит накал развития эпидемии.

— Поскольку эпидемическая обстановка в соседнем райцентре еще сложнее, коллегам пришлось перепрофилировать под лечение пациентов с коронавирусом еще больший коечный фонд. Именно поэтому всех рожениц из Сморгони сейчас принимает наш перинатальный центр, количество родов возросло в два раза, — уточняет главврач Владимир Кунц.

Лучший подарок — здоровье пациентов

Второй месяц COVID-19 держит жителей нашего района в особом напряжении. Среди знакомых то и дело появляются если не заболевшие, то «контакты». Побывать в подобной ситуации пришлось и сотрудникам районной газеты, для которых первый и, надеюсь, последний карантин завершился без серьезных последствий. Не обошел стороной коронавирус и медперсонал. Правда, по словам главврача, зафиксированные случаи – исключительно бытовые: кто-то побывал на свадьбе, кто-то сходил на шашлыки, к кому-то приехали дети-студенты…

Меж тем, профилактические меры – одни для всех, и соблюдать их стоит всем, причем, не дожидаясь, пока в окружении кто-то отправится на карантин.

…Пробыв в «грязной» зоне около полутора часов, не терпелось вернуться и снять с себя удушливый костюм, в котором чувствуешь себя, как в парнике. Перед выходом не могла не спросить, что в эти непростые дни радует медицинских работников больше всего.

— Конечно же, приятнее всего, когда твои усилия не напрасны, когда пациент идет на поправку. И совсем не важно, сколько ему лет. Ведь для кого-то это близкий человек, которого ждут дома живым и здоровым, — рассказывает медсестра отделения анестезиологии и реанимации Светлана Ковальчук. – Вот недавно выписали 85-летнюю бабушку, которая, несмотря на возраст, справилась с болезнью. Разве это не радость?!

Людмила РЫБИК.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *