Безопасность детей на дороге — приоритет для взрослых

Общество

 

Дети и дорога – одна из самых болезненных тем как для пешеходов, так и для водителей. За последние годы в нашей стране ДТП с участием детей стало меньше, однако проблема все ровно осталась. Всплески аварийности происходят. Анализируя их, субъекты профилактики находят «узкие места», перестраивают свою работу с их учетом. При этом все мы понимает, что на сто процентов «спрофилактировать» это направление невозможно.

— Еще десять лет назад на дорогах Беларуси мы ежегодно теряли целый школьный класс, сегодня гибель малышей и подростков все чаще удается предотвратить, — отмечает старший госавтоинспектор отделения ГАИ РОВД Александр Каморник. – Сократилось количество дорожно-транспортных происшествий и в Ошмянском районе. С 2005-го по май текущего года на территории района зарегистрировано 23 дорожно-транспортных происшествия с участием детей, в которых 23 ребенка пострадало и один — погиб. Произошло это летом 2010 года. Малолетний, внезапно выбежавший вблизи агрогородка Новоселки на трассу Минск-Ошмяны-граница Литвы, попал под колеса «Тойота Корола» и от полученных телесных повреждений скончался на месте ДТП. К сожалению, 25 мая текущего года также пострадал ребенок. Сценарий ситуации был похожим. На глазах у матери малыш выбежал на улицу из-за стоящего автомобиля. Ребенок получил перелом ноги.

В силу психологических особенностей дети, в отличие от взрослых, воспринимают ситуацию на дороге совершенно иначе. Маленькие дети, даже если и видят авто, то не понимают, что до полной остановки машины необходимо некоторое время. Они уверены в том, что взрослые их защитят и уберегут, но получается так, увы, не всегда. До 7-8 лет у детей преобладает «туннельное зрение». Ребенок воспринимает объекты, расположенные непосредственно перед ним, но не видит, что происходит сбоку. Вот почему так важно научить малыша при переходе улицы первым делом посмотреть по сторонам – сначала налево, потом направо.

Дети по-другому реагируют на опасность. Девять из десяти детей, увидев несущийся на них автомобиль, замрут на месте, закрыв лицо руками. Родительский автомобиль может вообще не вызывать ощущения опасности, потому что мама с папой в понимании ребенка не могут причинить вреда.

Из-за низкого роста ребенку сложно адекватно оценить ситуацию на дороге. Водителям тоже бывает трудно заметить юного пешехода, особенно с высоты крупногабаритного автомобиля.

 

По вине детей на территории Ошмянского района за вышеназванный период произошло 16 ДТП, в которых 10 пострадавших являлись пешеходами и пять — велосипедистами. По причине нарушений водителями Правил дорожного движения пострадало восемь детей, шесть из которых были пассажирами и два – пешеходами, пересекавшими проезжую часть по обозначенным переходам.

Если проанализировать статистику за прошедших 15 лет по месяцам, следует отметить, что в основном ДТП с участием детей происходили в летнее время и ближайшие к нему месяцы (июнь – 7, май и июль — по 3, сентябрь – 2). Это говорит о том, что с приходом тепла дети практически целый день проводят на улице. На каникулах они активно пользуются велосипедами. При этом взрослые не всегда находят время, чтобы проконтролировать детей. Даже у бабушек в деревне много своих хлопот и обязанностей, и внуки получаются предоставленными сами себе.

Чаще всего несчастные случаи происходят не на оживленных магистралях, а во дворах жилых домов, рядом с различными детскими учреждениями и на прилегающих территориях. Вот почему с самого раннего возраста ребенок должен осознавать, что дорога – это зона повышенной опасности.

Улицы и дороги, постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения требуют от всех участников этого процесса умения наблюдать: осматривать улицу, издалека замечать, оценивать скорость и направление движения машин, предвидеть возможность появления транспорта из-за разных предметов, мешающих обзору. Поэтому родители и учителя должны чаще обращать внимание детей на их действия и поведение в различных дорожно-транспортных и других экстремальных ситуациях.

— Ответственность за детей в любом случае ложится на взрослых, — подчеркнул Александр Каморник. — И не важно, родители мы, педагоги, водители или пешеходы.

Алина САНЮК.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *