Как ошмянские школьники делают науку интересной и доступной для своих одноклассников

Общество

После уроков десятиклассники гимназии №1 Елизавета Пекер и Никита Ромме спешат на занятия в кабинет географии. Вместе с классным руководителем, учителем географии Светланой Михайловной Ляпко они занимаются научно-исследовательской деятельностью. В преддверии Дня белорусской науки мы встретились с ребятами и их научным руководителем, чтобы узнать, чем они занимаются сейчас и как делают науку интересной и доступной для своих одноклассников.

— Секретов, как сделать науку простой для школьников, у меня нет, — рассказывает Светлана Ляпко. – Уверена, что любой педагог, увлеченный темой исследования, сможет заинтересовать своих учеников.

За плечами команды единомышленников — участие в районных научно-практических конференциях, областной конференции «Хрустальная альфа» и краеведческой конференции учащихся «Край Гарадзенскі», республиканском конкурсе работ исследовательского характера учащихся, а также  в республиканском проекте «100 идей для Беларуси».

Талантливому учителю с почти тридцатилетним стажем, человеку с невероятным запасом энергии и неиссякаемым источником творческих идей легко удается найти подход к ученикам и привить любовь к родному городу и району. За годы работы с детьми Светлана Михайловна убедилась, что нужно находить темы, которые будут интересны не только научному руководителю, но и ребятам. Учителя больше увлекает теоретическая часть исследования, а ребята стараются находить новые грани заданной темы на практике.

[stextbox id=’info’]- Обычно мы исследуем тему с разных точек зрения. Сейчас мы вернулись к Ошмянскому району и используем краеведческий принцип написания исследовательской работы. Согласитесь, Ошмянщина – интересный край, с богатым историческим и культурным наследием.[/stextbox]

Первые успешные шаги в краеведении Светлана Ляпко делала с выпускницей гимназии Лилией Садовской. В своем докладе «Тенденции развития въездного туризма в Ошмянском районе» они затронули тему брендинга Ошмян и начали разрабатывать логотип города. Тема оказалась настолько интересной и многогранной, что вместе с Елизаветой Пекер они продолжили исследования. Так появился проект «Ошмянщина гостеприимная», который Елизавета вместе с одноклассником Егором Дегтяревым представили на областном этапе республиканского проекта «100 идей для Беларуси».

Десятиклассники стараются развивать туристический потенциал Ошмянщины, уже разработали несколько вариантов логотипов города, которые могут использоваться на рекламных стендах и в туристических буклетах. Для того, чтобы привлечь туристов в Ошмянский район, стоит сделать грамотную рекламу своего региона, уверены юные исследователи. Ребята хотят организовать голосование за лучший логотип, по их словам, именно он займет место узнаваемого знака города. Возможно, школы района поддержат идею и также присоединятся к конкурсу и представят свои работы.

Также в  рамках проекта Елизавета начала разрабатывать сувенирную продукцию для путешественников из других стран. Пройдя по городу, она заметила, что кроме магнитов, сложно найти вещи, которые будут открывать гостям Ошмяны. Лиза создала открытки с изображениями города, в центре снимка вырезано сердце. Чтобы заполнить «пустоту», путешественнику придется постараться! Внизу открытки находится  QR-код с зашифрованными координатами места, изображенного на картинке.

Благодаря слаженной работе научная команда проводит опросы среди ошмянцев, приглашает гимназистов на экскурсии по самостоятельно разработанному маршруту. Ребятам было интересно узнать, какие названия носили улицы города в минувших столетиях. Они уже направили предложение в районный исполнительный комитет с тем, чтобы создать в центре города аншлаги, на которых, кроме современного названия, будет указано и историческое.

Сейчас Елизавета вместе со Светланой Михайловной готовятся к республиканскому конкурсу работ исследовательского характера учащихся, который состоится в феврале. В работе «Ментальный образ города Ошмяны» они искали ответы на вопросы, как представляют город местные жители и что могут показать туристам. Ведь во многом от того, какой образ города сформирован у жителей, зависит и туристический потенциал Ошмянщины.

Несмотря на то, что ребята учатся в десятом классе, принимают участие в школьных олимпиадах, занимаются с репетиторами и готовятся к поступлению, они всегда находят время на научно-исследовательскую деятельность, а также походы и экскурсии, которые во время каникул организовывает классный руководитель.

Хотя никто из них не планирует связать свою жизнь с географией, ребята уверены, что знания и опыт, приобретенный на занятиях у Светланы Ляпко, обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Екатерина РУДИК.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *