Когда горишь любимым делом… Учитель истории СШ №2 г. Ошмяны Елена Апанель

Культура

К сожалению, в наше время большинство выпускников педагогических вузов не  стремится делать карьеру в сфере образования, уходит в другие области, поэтому школы постоянно нуждаются в молодых специалистах. Причины нежелания стать учителем разные: кого-то не устраивает зарплата, кого-то «напрягает» административная работа, а кто-то просто не уверен, что сможет найти общий язык с детьми. На днях мне удалось пообщаться с Еленой Ивановной Апанель, которая с 2000-го года преподает историю и обществоведение в средней школе № 2. Я решила у нее узнать: а так ли страшен черт, как его малюют?

Дети хотят посмотреть, чего вы стоите, как вы себя ведете в конфликтных ситуациях. Когда у меня возникают подобные случаи, я стараюсь все переводить в юмор. Лучше попытайтесь сгладить обстановку, может, у ребенка плохое настроение или он с кем-то поругался, такое случается и с учеником, и с учителем, мы живые люди.

— На ваш взгляд, кто может идти в эту профессию?

— Это должен быть ответственный человек. Очень важно понимать, куда ты идешь, и чем в дальнейшем тебе придется заниматься. Как мне кажется, учитель должен быть коммуникабельным, уметь находить подход и не бояться заводить новые знакомства. Так однажды я познакомилась с людьми, которые пришли к нам на экскурсию в музей, они рассказали, что занимаются реставрацией Гольшанского замка и делают здесь выставку, а я в свою очередь упомянула, чем  занимаюсь и кем работаю. Потом, спустя полгода, они позвонили и предложили мне вместе с учениками поставить батлейку в Санкт-Петербурге в Михайловском дворце. Мы, конечно же, согласились и на Рождество поехали в культурную столицу со своим представлением. Вообще, мне повезло, я люблю свою работу и поэтому к каждому проекту и уроку подхожу ответственно. Например, преподавая историю, я понимаю, что и ученикам, и мне самой уже неинтересно из года в год слушать только сухие факты и даты, поэтому у меня родилась идея организовать внеклассный просмотр фильмов на военную тематику.  В первый раз я не ожидала, что придет так много желающих, тем более, что присутствие было необязательным. Картину я выбирала на свое усмотрение, и мой выбор остановился на самом жутком фильме 70-ых годов, который должен посмотреть каждый, потому что такого в учебнике вы точно не найдете, а называется он – «Иди и смотри». Я считаю, что это самый правдивый фильм о войне. Вы не поверите, но на протяжении всего сеанса ни один человек не издал ни звука. После этого мы решили, что нужно сделать такие вечера традиционными.

— Как вы считаете, учитель должен заниматься исключительно преподаванием своей дисциплины или также уделять внимание воспитанию учеников. Или это забота родителей?

— Большую часть времени дети проводят в школе — уроки, факультативы, внеклассные занятия, кружки. Поэтому говорить, что учитель должен заниматься только преподаванием — это неправильно. Развитие, образование, воспитание — именно эти принципы заложены в основу педагогики, и это то, что мы обязаны вкладывать в учеников, находясь рядом с ними. Лично меня всегда интересовала фотография, я находила в интернете интересные проекты, конкурсы и предлагала ребятам принять в них участие, и, как ни странно, всегда находились единомышленники. И пускай это напрямую не относится к учебному процессу, зато это интересно, тем более, что дети зачастую сами предлагают какие-то идеи, вдохновляют, находят что-то новое. Это помогает развиваться и не стоять на месте. Помню, мы как-то с учениками занялись фризлайтом — это такая техника фотографий, основанная на съемке в темноте, когда фотоаппарат ставится на длинную выдержку и фонариками вручную вырисовываются различные фигуры. Мы специально собирались поздно вечером, бегали по пустой школе и делали такие необычные снимки. Мы не просто классно провели время, но и благодаря этому проекту заняли первое место в республике на конкурсе фотографий. Или, например, игра «Что? Где? Когда?», в которую мы постоянно играем с мужем. Мне очень нравится такое времяпрепровождение, и я решила привлечь к этому занятию детей. Мы собрали команду и начали тренироваться, находить необычные вопросы и все вместе играть. В первую очередь сам человек должен гореть тем делом, которым он занимается, а иначе ничего не получится. Нельзя рассказывать детям о том, как важна и прекрасна та или иная дисциплина, если вы сами относитесь к ней безразлично.

— Проводя с детьми много времени вне урока, должен ли преподаватель общаться с ними на равных?

— Дистанция должна быть в любом случае, но лучше всего, когда дети ее не замечают, а это очень тонкая грань. Потому что ваше общение может скатиться в панибратство или наоборот стать слишком высокомерным. Дети постоянно проверяют вас на прочность, нельзя просто так прийти и научить их чему-то, особенно это касается молодых учителей. Дети хотят посмотреть, чего вы стоите, как вы себя ведете в конфликтных ситуациях. Когда у меня возникают подобные случаи, я стараюсь все переводить в юмор. Лучше попытайтесь сгладить обстановку, может, у ребенка плохое настроение или он с кем-то поругался, такое случается и с учеником, и с учителем, мы живые люди. Поэтому учитель должен уступить, а не быть категоричным и идти на конфликт — ничего хорошего из этого не выйдет.

— Нужно ли заставлять ребенка учить тот предмет, который у него явно не идет?

— К сожалению, большинство родителей путают знания с отметками и заставляют ребенка не пытаться понять тот или иной предмет, а именно приносить хорошие отметки, и не важно, как они будут заработаны. Это ужасно, когда дети боятся идти домой, если получили низкую оценку или, что еще хуже, стоят перед учителем и слезами выпрашивают десятку. Конечно, на самотек тоже не стоит отпускать, ведь от каждой отметки зависит средний балл при поступлении. Просто нужно понять, к чему у ребенка есть предрасположенность. Если вы видите, что не идет математика, тогда не стоит требовать от него становиться великим ученым или айтишником. Учителя в свою очередь также должны подбадривать ученика. Если вы видите, что он старается, но что-то у него не получается, будьте снисходительны и лучше лишний раз похвалите, это поможет ему чувствовать себя на уроке комфортно, вселит уверенность и заставит еще больше стараться.

БЛИЦ:

— Какую книгу прочитать и какой фильм обязан просмотреть каждый учитель?

— Определенно, каждый преподаватель должен прочитать основы гуманной педагогики. Например, я в восторге от книг Януша Корчака и Шалвы Амонашвили. Эти книги кардинально изменили мое сознание, советую их прочесть каждому.

— Почему звонок для учителя?

— Не согласна с этой фразой, потому что 45 минут урока отводится для всех. И нужно ценить время каждого.

— Самое глупое оправдание, почему ученик не подготовился к уроку или не выполнил домашнее задание?

— Я всему верю, по крайней мере стараюсь. Но вот как-то раз мне сказали, что собака съела учебник. Слабо представляю эту картину, хотя все может быть.

Елена АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Фото из семейного архива.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *