Там хорошо, где нас нет…

Общество

За свои 38 лет Валера успел сменить не один десяток организаций и поработать не на одном десятке строек. За 20 лет самостоятельной  жизни он сменил много городов и работ не только в родной Беларуси, но и ближнего зарубежья.

Если думать о деньгах правильно – счастье обеспечено

Родился Валера в начале восьмидесятых в семье, как сейчас говорится, среднего достатка. В детстве его, как и всех детей, мало заботил вопрос, откуда берутся деньги. Главным было их правильно и быстро потратить. К сожалению, развал СССР сжег все семейные накопления, дикая инфляция и периодическое отсутствие работы у родителей вкупе с тяжелым экономическим положением молодой страны быстро научили подростка зарабатывать самостоятельно, а не клянчить у родителей.

Зарабатывал, как и многие сверстники, тем, что бог пошлет: собирал и сдавал бутылки, таскал летом грибы и ягоды из леса, не чурался взять то, что плохо лежало. Деньги, как правило, расходились еще быстрее, чем приходили, ведь вокруг было столько всего нового и интересного: жвачки, фишки, «модельки», журналы и наклейки для них…

Со временем Валера понял: деньги решают многие вопросы. Поэтому желание самостоятельно зарабатывать на жизнь росло и крепло с каждым днем.

Посмотрев на отца и его друзей, которые по несколько месяцев корпели на заработках в России, Валера решил пойти по их пути: после окончания 9-го класса пошел учиться на стропальщика, арматурщика, бетонщика.

Сразу после колледжа нашел работу по специальности в местном строительно-монтажном управлении, так как понимал, без опыта вписаться в команду профессионалов-строителей на хорошую зарплату не получится.

То, что в местном СМУ он не задержится, Валера понял после первой получки. Отработав положенное, поехал покорять столицу. Однако по прошествии пары месяцев парень понял: даже при условии того, что он получает в два раза больше, ему приходится платить больше за продукты и съемное жилье. Как и многим, ему хотелось быстрых денег: чтобы работать по минимуму, а получать по максимуму. В Минске ни в одной конторе он не мог задержаться больше, чем на пару месяцев. Трудовая парня пестрела самыми разными названиями строительных объектов в Беларуси последних лет: камвольный комбинат, тракторный завод, аэропорт «Минск-1», национальная библиотека, «Минск-Арена», подземный город «Столица»…

Однако, как известно, аппетит приходит во время еды: сколько бы он не зарабатывал, а запросы росли еще быстрее. К тому же, на стройках приходилось вкалывать до седьмого пота.

Однажды Валере позвонил коллега по цеху и предложил работу в Санкт-Петербурге, пообещав баснословные деньги за несколько месяцев. Недолго думая, Валера побросал вещи в сумку и поехал покорять культурную столицу.

Строить, как оказалось, пришлось виллу местному торговцу, который заработал свой капитал в 90-е то ли на продаже техники, то ли одежды, то ли продуктов питания. Зарплата, по сравнению с той, которую Валера получал в родной Беларуси, казалась просто астрономической. Однако были и жесткие ограничения: покидать территорию стройки запрещалось под страхом немедленного увольнения, никакого алкоголя, деньги только в «конвертах».

Работало на стройке около сорока человек, в основном с просторов былого Союза: казахи, украинцы, белорусы, и ни одного россиянина. Жил Валера с остальными белорусами прямо в вагончике на территории стройки, за высоким забором с охранниками, через которых и закупали продукты.

Как только строительство было закончено, Валера получил расчет: оказалось даже больше, чем он ожидал. Поэтому перед возвращением домой с друзьями решил посмотреть культурную столицу… Деньги, которых дома хватило бы на несколько месяцев безбедного ничегонеделания, закончились буквально за неделю. Домой возвращаться с пустыми карманами было стыдно, поэтому парень без особых колебаний подписался на следующий объект, но уже к другому хозяину.

Как он рассказал, в этот раз на стройке условия были не в пример предыдущим: на дворе стояла промозглая осень, но жили они в «летних» вагончиках. После того, как в соседнем вагончике из-за неисправной «буржуйки» случился пожар, из остальных эти печки были удалены. Грелись, кто чем мог. Дотерпев до ноября, но не дождавшись платы за два месяца, Валера плюнул на все и поехал домой. Как оказалось позже, практически все, кто гнул спину на стройке, недополучили за два месяца, кто-то даже за три – под предлогом неудовлетворительной работы и того, что они не уложились в сроки. Добиться правды без документов об официальном трудоустройстве не смог никто.

С новой весной в Валере проснулся былой авантюризм, и он решил в этот раз ехать в «златоглавую». На новом объекте кроме «наших» работали китайцы, негры, арабы. Масштабы стройки были огромные – заказчик хотел к концу лета открыть многоэтажный торговый центр. К несчастью, за порядком на стройке никто особо не следил, поэтому периодически на объекте вспыхивали драки на почве национальности, постоянно не хватало материалов, пропадали инструменты, которые «бывалые» строители толкали по дешевке за забор, а также происходили несчастные случаи из-за пьянства и банального отсутствия техники безопасности. Понятно, что объект так и не был сдан в эксплуатацию. А из-за того, что заказчик разорился, практически все строители четыре месяца из шести отработали за «спасибо».

Добрался Валера и до Северного полярного круга. Заказчик – серьезная фирма – оплатил перелет из Москвы до Мурманска и оттуда на вертолете в глухую тайгу. Вахта здесь была по три месяца. Деньги исправно капали на карточку, раз в неделю прилетал вертолет с продуктами, прессой и заказами от строителей. Однако по прошествии пары лет, когда Валера простыл, оказалось, что на месте нет врача. До ближайшего поселка километров 80, но дороги туда не было. Пришлось до прилета вертолета лечиться исключительно водкой.

После срочной «эвакуации» на вертолете Валера с осложнениями загремел прямиком в больницу, где месяц провалялся на больничной койке. Поскольку никакой страховки он не имел, то к его выписке две трети заработанных денег осело в местной аптеке и карманах врачей.

Последние пару лет Валера работает исключительно дома, в Беларуси. Он научился не транжирить деньги попусту, обходиться без вещей, нужных исключительно для «понта». Вот только здоровье, подорванное на стройках, восстановить не удалось. Как шутит сам мужчина, погоня за «длинным» рублем так и не привела его к богатству, славе или хотя бы банальному благосостоянию: живет он по-прежнему с родителями и работает в местном СМУ. Единственное, что он заработал за почти двадцать лет скитаний за рубежом, это опыт и понимание, что хорошо там, где нас не было, нет и не будет.

Антон ВЛАДЫКО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *