Ученики Жупранской школы стали участниками республиканского экологического проекта

Общество

Ученики шестого класса Жупранской средней школы стали участниками республиканского экологического проекта «Здоровые реки – здоровые мы – здоровое море». Их главная задача – дать сельским жителям простые советы по использованию водных объектов. Вопросы обеспечения чистой питьевой водой все чаще выходят на повестку дня. Все чаще возникают перебои с водой в небольших деревнях и на хуторах.

Реализация проекта школьников состоит из четырех этапов: создание символа реки Неман с притоками; выявление истоков рек и инвентаризация водных объектов в окрестностях учреждения образования; проверка качества воды в колодцах и родниках с помощью тест-полосок для определения нитратов; исследование микропластика в реках и озерах в окрестностях Жупран.

— Издавна вода в наших колодцах была кристально чистой, студеной, а во многих местах даже обладала целебной силой, — рассказывает руководитель проекта, учитель химии и биологии Людмила Юхневич. — В наши дни большинство колодцев загрязнены нитратами. Содержание нитратов в питьевой воде не должно превышать 45 мг на литр, однако лучше, чтобы их там совсем не было. Из 20 исследованных колодцев в агрогородке Жупраны, только 3 — соответствуют нормам. Валерия, Роман и Максим отправились в деревню Лустишки за исследованием колодезной воды. И вот результат — вода в колодцах чистая, содержание нитратов в некоторых колодцах приравнивается к нулю. И еще мы узнали, что возраст жителей превышал 90 лет, хозяйка колодца с нулевым содержанием нитратов прожила 99 лет. Чистая вода – крепкое здоровье! – уверена педагог.

Инна Кирдик, Максим Мацкойть, Юрий Сергей и Роман Шиманович профильтровали 200 литров воды  в реке Ошмянке на содержание микропластика через фильтр 100 микрон и 35 литров  – через фильтр 30 микрон. Содержимое на фильтрах отправили на исследование в республиканский экологический центр.

Максим Мацкойть вместе с мамой Еленой, Арина Суходольская с мамой Людмилой и Антон Буяк с мамой Анной приняли участие в изготовлении речной ленты.

Ребята продолжают активно работать в поисках родников. Совместно с родителями определили места заброшенных источников, встретились с долгожителями деревень, знающих о водных объектах.

— Во многом наше участие в республиканском проекте стало возможно благодаря родителям Евгению Шимановичу, Ивану Мацкойтю, Светлане Шиманович и Татьяне Ефремовой,  которые находят время для проведения поисковой работы. Наши ребята, несмотря на юный возраст, —  настоящие экологи, которые уже могут дать советы по использованию водных объектов.

К слову, как выяснили ребята место расположения колодца должно быть незагрязненным, удаленным не менее чем на 50 м по потоку грунтовых вод от источников химического или микробного загрязнения воды. Колодец не должен располагаться в местах, подвергаемых почвенной деформации, в заболоченных и затапливаемых паводковыми водами местах, ближе 30 м от магистралей с интенсивным движением транспортных средств, вблизи сараев, туалетов и выгребных ям. Соблюдение этих важных условий позволит избежать загрязнения воды опасными нитратами, которые «населяют» и наши водоемы.

В родниках, реках и озерах они появляются из-за излишнего количества удобрений на огородах или полях вблизи прибрежной полосы, фильтрации полей в непосредственной близости от водных источников. Причины нитратов — отходы животноводческих комплексов рядом с водоемами или колодцами, свалки бытовых отходов вблизи родников, рек и озер.

Известное высказывание гласит: «Мы то, что мы едим». Однако анализ причин загрязнения воды показывает: «Мы то, что мы пьем».

Людмила ВЕРЕС.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *