Учитель гимназии №1 г. Ошмяны знает, как подготовить «стобалльника»

Говорят, что учителем нужно родиться, якобы такими людьми руководит прирожденное чувство.

Влюбить  в свой предмет и разжечь огонёк знаний внутри школьника – миссия педагога любого времени. Хороший учитель учит находить истину, а не преподносит ее, тем самым завлекает в удивительный мир неизведанного и пробуждает желание находиться в нем и за пределами школьной скамьи.

Обо все этом я думала, шагая по песчаной дороге на встречу со своей бывшей учительницей – Натальей Евгеньевной Рудой.

Прямо с порога меня ослепила до боли знакомая улыбка, которую я всегда видела, сидя за первой партой в ожидании любимогоурока русского языка или литературы.

— Проходи- проходи, сейчас я быстренько закончу со своими хлопотами и поболтаем, — любезно приглашает Наталья Евгеньевна в свой дом.

В глаза сразу же бросается большая домашняя библиотека, занимающая всю стену комнаты. На столе тихо гудит компьютер, рядом разложены различные книжки и тетради, а по ковру неспешно прогуливается главный член семьи – кот Тоша, с интересом разглядывая незнакомую гостью.

— Он у нас очень любопытный, так что прячь сумку, а то он любитель поиграть с новыми вещами, — улыбается Наталья Евгеньевна и приглашает расположиться на диване, украшенном вязаной накидкой.

Рукоделием Наталья Евгеньевна занимается очень давно: работа в начальной школе превращает учителя в мастера на все руки и открывает таланты, о которых он даже не подозревал.

— Я закончила Полоцкое педагогическое училище и по распределению отправилась вИвьевский район. Там три года отработала пионервожатой, спустя год заочно поступила на филологический факультет Минского государственного педагогического  института имени А.М.Горького(сегодня – БГПУ им. М. Танка). Вот это были времена – что ни день, то праздник. Несказанно повезло как с коллективом, так и с ребятами: помощников было хоть отбавляй. Я тогда занималась танцами, вела кружок, так что все мероприятия у нас были настоящим представлением.

Сама Наталья Евгеньевна родилась в 1955 году в Полоцке. Родители были простыми рабочими: отец, Евгений Михайлович, всю жизнь работал на авторемонтном заводе, а мать, Галина Иосифовна, прошла путь от повара до нарядчика местного паровозного депо,  хоть и лелеяла давнюю мечту стать учителем. Позже в жизнь ее воплотила дочь.

Свой первый урок Наталья Евгеньевна запомнила надолго.

— Как сейчас перед глазами –  тема «имя существительное». Вроде бы все хорошо шло, уверенно, ребята активно работали, видно было, что заинтересовались, а в конце урока подвожу итоги, спрашиваю у детей материал, а они руки не поднимают. Главное, если лично спрашиваешь, то отвечают, а так сидят и молчат. После урока еще долго была в шоковом состоянии, думала: ну всё, ничему не научила. А потом учитель-методист, который следила за ходом урока, на удивление, рассыпалась в похвале и поставила «пятёрку». Я только после этого поняла, что нафантазировала себе всякой ерунды (смеётся).

С мужем, Евгением Ивановичем, Наталья Евгеньевна познакомилась во время работы по распределению. После отработки вместе уехали в Полоцк, а спустя четыре года, в 1981, с годовалой дочкой Олей переехали жить на Ошмянщину, в деревню Краковка.

— Муж в отпуске заглянул в эти края. Понравилось – решили попытать счастья здесь (улыбается). Он устроился работать художником в местный колхоз, я – воспитателем в детский сад, затем перешла в среднюю школу № 2 г. Ошмяны.

Спустя некоторое время в городе открылась школа для начальных классов, и Наталье Евгеньевне посчастливилось попасть в число учителей, которые стали первопроходцами. Работать с малышами ей нравилось безумно, а при наличии свободного пространства «покреативить и разогнаться» рождались новые идеи проведения праздников и мероприятий.

Учительницей начальных классов Наталья Евгеньевна проработала до 2005 года, когда школьная вывеска сменилась на новую – «Гимназия № 1 г. Ошмяны». Так, Наталья Евгеньевна стала обучать гимназистов русскому языку и литературе.

— Учитель – такая профессия, когда работа длится без перерыва. Особенно сложно было в те времена, когда всё  приходилось делать от руки: раздаточный материал, карточки, различные игры. Порой, на это уходило всё лето: хотелось же ребят порадовать интересными уроками, а не простым письмом и чтением. В этом плане мне несказанно повезло с мужем: всем же хочется дома видеть жену и мать, а он смирился, что я и на работе учитель, и дома (смеется). Поэтому вместе со мной вырезал и цветочки, и зверюшек, и картинки клеил, и плакаты, и карточки делал.

С появлением компьютера жизнь у всех учителей значительно улучшилась: печатные тетради, огромная электронная библиотека учебников и тестовых заданий, всеми любимый «Школьный наставник» и  интернет-ресурсы стали верными помощниками Натальи Евгеньевны в подготовке к урокам, факультативным занятиям и  работе с олимпиадниками.

— Я всегда старалась подобрать интересный материал, чтобы изучать предмет было нескучно: различные интересные истории из жизни известных лингвистов и писателей, цитаты, яркие презентации, игры, типа «Что?Где?Когда?».  Если это литература, рекомендовала не только почитать, но и посмотреть советский фильм — раньше прекрасно умели снимать, — а затем его обсудить и провести параллель с произведением. Факультативные занятия разбивала по блокам и готовила интересные задания на повторение материала, дабы не просто сидеть и бесконечно выполнять тесты.

В прошлом году гимназистки Антонина Ляпко и Юлия Кочерга, с которыми занималась Наталья Евгеньевна, получили заветную «сотню» по русскому языку. На вопрос «В чем же секрет успешной сдачи?» она отвечает с улыбкой – желание и работа над собой, умственная и эмоциональная.

— Дети любят делать глупые ошибки: вот написали правильно, потом засомневались, зачеркнули и написали неверно. Не зря же говорят– первое слово дороже второго. У меня такая же проблема: если выбирать между двумя, всегда выберу не то (смеется). Поэтому говорю всем ребятам: не спешите чёркать, доверьтесь вашей филологической интуиции.

В 2013 году Наталья Евгеньевна решила, что пора выходить на пенсию. С сентября по май проводила время у дочки в Полоцке, а на лето приезжала вместе с ней и внуком на Ошмянщину. Однако спустя три года решила вернуться и продолжить разжигать внутри ребят огонек любви к русскому слову.

— На самом деле, до сих пор жалею о своем уходе. Образно говоря, это  моя самая большая утрата. Почему так произошло? Наверное, просто устала и пошла на поводу у своих эмоций, а стоило переждать лето, как следует отдохнуть, вернуться в учительский строй и довести своих ребят до выпускного класса. Тогда у меня было классное руководство: как взяла с первого, так и до девятого класса довела, а вот вывести не успела (улыбается). Безумно рада, что до сих пор со всеми поддерживаем общение: как с ребятами, так и с родителями.

Проработав до весны этого года, Наталья Евгеньевна решила поставить точку в карьере школьного учителя: поправить здоровье,  помочь внуку-одиннадцатикласснику с поступлением, больше времени уделить семье и своим любимым занятиям: чтению, рукоделию, вязанию и вышиванию.

— Вернуться никогда не поздно, я это знаю, хотя бы потому, что видишь результат в своих детях и понимаешь, что всё было не зря, — провожает меня доброй улыбкой Наталья Евгеньевна.

Так какой же он – настоящий учитель: рожденный с горящими глазами или зажигающий эти глаза в своих учениках? На этот вопрос у меня, как и у каждого школьника, есть свой – правильный ответ.

Наталья ДАВЫДОВА.

 

 

0
Стоит почитать:

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
Номер телефона без знака «+», например «79876543210». На указанный номер будет выслан код подтверждения.

*

Генерация пароля