Ошмянской метеостанции — 110 лет

Культура

У природы нет плохой погоды

Солнце является источником энергии для всех живых существ на Земле. Оно управляет климатом и погодой, океанскими течениями и гидрологическим циклом, формирует наше настроение и повседневную деятельность.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что наше настроение и на самом деле зависит от погоды. Светит солнце, температура плюсовая – душа радуется. Завьюжит, пойдут затяжные дожди и — настроение опускается к нулю. А как же песня, скажете вы?! Как там сказал Эльдар Рязанов: «У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…».

Чтобы получить ответ на вопрос: «На самом ли деле наше настроение связано с погодой?», мы отправились на ошмянскую метеостанцию. Тем более, что и повод для этого был особенный: этой небольшой и, казалось бы, неприметной, но только на первый взгляд, организации в этом году исполняется целых 110 (!) лет.

Первые упоминания 110 лет назад

2019 год – юбилейный для истории метеонаблюдений в Ошмянах. Как заметил агрометеоролог Павел Куралович, источниками сведений о метеорологических наблюдениях в конце XIX – начале ХХ вв. являются летописи Главной геофизической обсерватории. Метеорологическая станция в Ошмянах упоминается в этих летописях впервые в 1909 году. Известно, что станция в Ошмянах относилась к 3 разряду: здесь производили наблюдения за атмосферными осадками, грозами, снежным покровом, вскрытием и замерзанием вод.

Павел Францевич проанализировал данные наблюдений в Ошмянах за 1909, 1910, 1913 и 1914 годы. Некоторые из них, возможно, будут интересны и нашим читателям. Оказывается, что до 1913 года счет суток при проведении метеорологических наблюдений велся с 12 часов ночи. Начиная с 1913 года, сутки считались уже с 7 часов утра.

В помощь дождемер и рейка

Наблюдения за атмосферными осадками производились с помощью дождемера. Если проанализировать данные с 1909 по 1914 годы, то можно отметить, что больше всего осадков приходилось в 1909 году на июль – 146 мм (1мм – 1 литр на кв.м). В 1914 году дождей много выпало в сентябре – 135 мм. Сейчас нормы гораздо ниже.

Что касается наблюдений за грозами, в 1913 году первые грозы (две) были зафиксированы в мае. Такое же количество было и в июне. А вот в июле уже четыре. Данные за август почему-то отсутствуют. Примечательно, что и в сентябре также было отмечено две грозы.

Измерения толщины снежного покрова проводились с помощью рейки, разделенной на сантиметры. На метеостанции местом наблюдения за снежным покровом был сад. Так, к примеру, в 1913 году в первой декаде января снега не было, а к третьей – снежный покров был равен 17 см. Февраль полностью соответствовал своей характеристике: снег держался на уровне от 19 до 26 см. Даже в первой декаде марта он достигал 20 см.

Как видно из наблюдений, из метеорологических приборов на станции имелся только дождемер и снегомерная рейка. Наблюдения на станции были непостоянными и часто прерывались.

В качестве наблюдателей в Ошмянах в летописях 1909-1910 годов упоминается Михаил Стельмахович. В 1897 г. он окончил Московский учительский институт. 11 января 1908 г. был назначен в Ошмянское трехклассное училище учителем-инспектором, также преподавал историю и географию.

В 1913-1914 годах наблюдения вел Фома Дремлюг. После окончания Виленского учительского института 16 июля 1909 года он пришел в Ошмянское городское училище. Преподавал арифметику, геометрию и физику. Вероятнее всего наблюдения, которые вели учителя, проводились на базе училища, на улице Гольшанской. С началом Первой мировой войны, в результате которой город был оккупирован немецкими войсками, наблюдения скорее всего прекратились.

Станция второго разряда

За период 1925-1933 гг. наблюдения велись по программе станций 3 разряда. Данные опубликованы в Польских ежегодниках. 29 сентября 1962 года открыта метеорологическая станция Ошмяны 2 разряда, которая работает по настоящее время.

Начальник метеостанции Наталья Бильмон обратила внимание на то, что местоположение метеорологической площадки с 1962 года не менялось. Станция расположена по ул. Я. Коласа, 5. В ближайшем окружении станции произошли некоторые изменения: построены двухэтажный и одноэтажный жилые дома, корпуса завода, здание пожарной части, РОВД, но т.к. расположены они в пониженной части рельефа (ниже уровня метеоплощадки), на показания приборов не влияют.

Все записи — карандашом

Работники метеостанции, а их сегодня шесть: руководитель, агрометеоролог и четыре техника-метеоролога, по-прежнему ведут журналы истории, в которых отражаются все виды и программы наблюдений, схема и описание метеоплощадки, записываются изменения в окружении станции, кадровые перестановки, изменения в наблюдениях. Записи метеонаблюдений производятся простым карандашом: он не выгорает так, как “шарик”. Ежемесячно записи отправляются на сверку в область, а затем в республиканский архив.

Наталья Владимировна возглавляет коллектив метеостанции на протяжении вот уже 20 лет. До этого (в 1963-1964 годах) метеорологической станцией Ошмяны руководила Александра Рахоцкая (на фото крайняя слева). Григорий Рахоцкий, ее муж, занял этот пост, когда жена ушла в декретный отпуск, и проработал до 1999 года (на фото 3-й справа).

Во времена Советского Союза специалистов для метеостанций готовили в техникумах и институтах, чаще российских и украинских. Наталья Владимировна высшее образование получила в Ленинградском метеорологическом институте. Два года назад пришел работать на метеостанцию после окончания геофака БГУ Павел Францевич Куралович. С 1985 года трудится здесь Елена Ивановна Фалевич. 30-летний стаж работы у Натальи Константиновны Ромаш. Как рыба в воде чувствует себя в любом вопросе Регина Казимировна Пясецкая. Не так давно влилась в новый коллектив Оксана Леонидовна Довнар.

Информация – за 5 минут

На всех метеостанциях нашей планеты метеорологические наблюдения производятся единовременно, что тоже очень важно (0, 3, 6, 9, 12, 15, 18 и 21ч по Гринвичу). О том, что работа здесь ответственная и серьезная, свидетельствует тот факт, что передать информацию специалист должен за 5 минут. Еще 10 минут дается на исправление неточности, если таковая вдруг проскочила. Все данные метеорологи передают в зашифрованном виде – цифрами. Сменивший своего коллегу работник должен прежде всего проверить работу за предстоящие сутки, а потом уже приступить к своей.

О профессионализме ошмянских метеорологов говорит тот факт, что в течение 2017-2018 годов в передаче данных с нашей метеостанции не было зафиксировано ни одной(!) ошибки. За своевременность и правильность подачи информации наши метеорологи ежемесячно получают оценку «5». По-другому они и не могут, ведь погрешности сказываются на зарплате как отдельно взятого специалиста, так и коллектива в целом.

В 2010 году метеостанция в Ошмянах награждена дипломом республиканского экологического форума в номинации «Лучшее сетевое метеорологическое подразделение».

Человек надежнее автоматики

В последние десятилетия бурно развивается в метеорологии автоматизация процессов. В 2016 году в Ошмянах введена в эксплуатацию автоматизированная метеорологическая система MAWS. Система представляет собой компактную метеостанцию, предназначенную для автоматизации наблюдений в круглосуточном режиме. Осуществляет прием и обработку результатов измерений метеорологических величин, автоматически архивирует их в базе данных, формирует отчеты и позволяет осуществлять выборку данных за произвольный период времени. Метеорологу необязательно выходить на улицу и снимать показания с термометров. Вся информация выводится на экране компьютера. Но человек в нашей работе все же надежнее, отмечает Наталья Владимировна. Автоматика может выйти из строя, а метеоролог на это права не имеет.

Сегодня для метеорологической службы приборы изготавливаются минским предприятием «Пеленг». В последнее время появились на нашей метеостанции усовершенствованные приборы для измерения радиационного фона и воздухофильтрующая установка для отбора проб атмосферных аэрозолей и радиоактивных элементов на накопительные фильтры.

С 1 июня 1983 года ошмянская станция является реперной (стационарный пункт гидрометеорологических наблюдений, предназначенный для получения непрерывных однородных гидрометеорологических данных, необходимых для установления вековых тенденций изменения климата).

Не могли мы не задать метеорологам вопрос о том, сказывается ли на их настроении погода.

— Мы любим свою работу, а значит, любая погода нам не может испортить настроения, — признается Наталья Бильмон. – Мы привыкли проводить наблюдения и в грозу, и в снегопад, и в шквалистый ветер, и под палящим солнцем. Несмотря на то, что ошмянская станция совсем маленькая, но мы входим во Всемирную метеорологическую организацию, для которой наши наблюдения очень важны.

Алина САНЮК.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ и из архивов метеостанции.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *