В Гольшанской школе образован аграрный класс

Общество

В этом учебном году в школах республики с 1 сентября впервые открылись аграрные классы.  В нашем районе такой класс образован в  Гольшанской СШ. Главная цель – популяризация сельхозпрофессий среди молодежи.

— И это как нельзя кстати, — считает Валентина Витольдовна Мороз, заведующий сектором правовой и организационной работы управления сельского хозяйства и продовольствия Ошмянского райисполкома. – Сельскохозяйственая отрасль  нуждается в мотивированных и грамотных специалистах, прежде всего, выходцах из района, которым хорошо знаком уклад сельской жизни, сельхозпроизводство. Ежегодно проводятся профориентационные встречи в ученических коллективах, участие в которых принимают представители высших и средних специальных аграрных учебных заведений, специалисты отрасли. В текущем году по целевым направлениям  обучается 16 ребят в высших учебных заведениях аграрного профиля и 15 – в средних специальных. Ожидаем, что в этом году 9 специалистов приступят к своим трудовым обязанностям в хозяйствах района.    Профориентационная работа не прекращается.  Она идет, начиная с 8-9 классов.  Встречи с учениками и их родителями, презентации сельхозпрофессий с участием представителей учебных заведений Гродненского государственного аграрного университета, Витебской академии ветеринарной медицины, Белорусского государственного аграрно-технического университета вышли уже на второй этап профориентационной кампании,- отметила она.

В один из дней корреспонденты газеты отправились в Гольшанскую школу, чтобы познакомиться с ребятами, которые учатся в аграрном классе и планируют  дальнейшую трудовую биографию связать с аграрной отраслью.

—   Пятеро из восьми учеников класса накануне первого сентября определились с выбором и изъявили желание учиться в аграрном классе,- рассказывают ученики Владислав Кулак и Петр Терешко. — Но это не означает, что мы захотели и всех  взяли,- уточняют девочки Анна Буйницкая и Екатерина Гордей. — Главное условие, чтобы отметки по профильным предметам, химии и биологии, были не ниже 7 баллов, — добавляет Валентина Юралевич.

-Требования к этим предметам — особые, да и учителя Анна Казимировна Лугина и Иван Болеславович Касперович требовательные, справедливые.  Учителя заинтересованы в том, чтобы наши знания  были всесторонними и прочными. Конечно, нагрузка большая – химия и биология и без того сложные предметы. Поначалу себя нужно заставлять учить, но со временем втягиваешься. Да и знания лишними не бывают, — рассказали ребята.

К  нашему разговору присоединился Игорь Викторович Королевич: он  ведет у ребят факультатив «Введение в аграрные профессии».

— Обучение в аграрных классах рассчитано на два года, 10-й и 11-й классы и проходит в двух направлениях: введены дополнительно по 4 часа на изучение химии и биологии еженедельно, учащиеся посещают факультатив 2 раза в неделю. Кроме того, у нас есть занятия, как говорят  ребята, в полевых условиях, то есть практикоориентированные, чтобы была возможность применять полученные  знания на практике. Пожалуй, обычные школьные дни ничем не выдают принадлежность ребят к особому сословию, только тогда, когда они с головой окунаются в агронауку на факультативе – растениеводство, почвоведение, животноводство, техническое обеспечение сельхозорганизаций и заканчивая социально-экономическим обустройством агрогородков. На занятиях мы затрагиваем различные темы и проблемы, с которыми сталкиваются аграрии, — поясняет  он.

— К каждому факультативному занятию предстоит ребятам что-то подготовить. Это фото и видеоматериалы по тематике, при этом часть какой-то темы будет усваиваться на практических занятиях – в местном хозяйстве. Если есть наглядный практический пример – эффективность занятий возрастает в разы. Когда дело дойдет до изучения более конкретных направлений, например, механизации, школа постарается привлечь к практическим занятиям своих бывших выпускников, работающих в местном хозяйстве, которые окончили сельскохозяйственные учебные заведения и работают в различных направлениях и в других передовых организациях АПК. Программа факультатива построена так, чтобы спустя два года выпускники могли ориентироваться и классифицировать кормовые культуры, разбираться в породах животных, делать выводы о дефиците макро- и микроэлементов, воды в организме животных и растений, обосновывать  выбор приема и обработки почвы и многое другое, — отметил он.

— Наша школа подписала договор о сотрудничестве с Гродненским государственным аграрным университетом, который направлен на совместную деятельность в сфере профессиональной ориентации, — рассказала директор Гольшанской СШ Марина Викторовна Гайдукевич. – Мы имеем возможность пользоваться методической литературой при подготовке к урокам, спецкурсами по изучению дисциплин, подготовке к олимпиадам. Ребята аграрного класса приглашены в университет на День открытых дверей. В рамках факультативных занятий они планируют посетить опытные  сельскохозяйственные производственные  участки, практические лабаратории университета, высокоэффективные фермы,  животноводческие комплексы и машинные дворы области, — сказала она.

На агрофак учебные заведения вузов ребят готовы брать даже без вступительных экзаменов, говорят представители вузов, приезжающие проводить профориентационную работу. Но лишь с одним условием, что они успешно освоят не только программу факультатива, но по химии и биологии будут баллы не ниже 7. Впрочем, никто не обязывает ребят штурмовать именно учебные заведения аграрного профиля. Знания пойдут на пользу, возможно и на другом профиле, допустим  медицинском, биотехнологий. Не секрет и то, что сельским ребятам куда сложнее конкурировать с городскими, поэтому чаще в аграрные вузы попадают горожане, совершенно не знающие сельской жизни, которым образование нужно лишь ради корочки. Им нет и дела до АПК. Акценты смещаются в пользу не только тех или иных профессий, но и места жительства, стиля и уклада жизни. Соответственно, закрепить квалифицированные кадры на селе,  таким образом, станет проще.

Как рассказала М.В.Гайдукевич, ребята, которые сейчас занимаются в аграрном классе, к своему выбору подходили поэтапно. Еще будучи в младших классах, в 2014 году, они стали участниками  международного проекта «Улучшение профессиональной ориентации молодежи с учетом регионального спроса на специалистов во всех областях». Совместно с немецкими детьми наши  ребята определяли цели и изучали возможности социальной и образовательной среды агрогородка, учились создавать условия для формирования мотивации профессионального самоопределения учащейся молодежи. Далее снова пришла интересная идея, которая оказалась еще и финансово выгодной для школы. На ее базе  уже второй год реализуется проект «Бизнес компания «FLORES», которая специализируется на выращивании цветочной рассады и декоративных кустарников. Эта деятельность задумывалась не только как внебюджетная, но и как практическая база, связанная с применением агрономических знаний и приемов.

Марина Викторовна вместе с ребятами провела для нас экскурсию в теплицу, где, несмотря на февральский мороз,  произрастает  рассада цветов, в основном, разноцветной виолы. Некоторые подарочные наборы  уже с бутонами,  пересажены в горшки, перенесены ближе к теплу и свету,  ждут счастливых обладателей  живых цветочных подарков.

Анна ДАВИДОВИЧ.

Фото

Светланы МУЦЯНСКОЙ.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *