Как уступить дорогу, чтобы действия водителя не расценивались как «создание аварийной ситуации»?

Общество

За прошлый год на территории Ошмянского района в ДТП погибло два пешехода, шесть – получили ранения различной степени тяжести.

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Водители часто задают вопрос: «Как уступить дорогу, чтобы их действия не расценивались как «создание аварийной ситуации»? Этот пункт правил мы попросили прокомментировать старшего Госавтоинспектора отделения ГАИ Александра Каморника:

— Уступить дорогу – значит, не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление или скорость движения. Вместе с тем, этими же словами в административном кодексе сформулировано не что иное, как «создание аварийной обстановки». Это действия, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц. Исходя из этих норм, получается, что водитель имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе — но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад — и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, водитель не только «не уступил дорогу», но и «создал аварийную ситуацию». И административную ответственность уже должен нести не за «непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам» (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание «аварийной ситуации» (ч. 10 той же статьи), что с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: от одной до пяти базовых величин «непропуск» против 5-20 базовых величин с лишением «прав» на срок до 2 лет или без лишения за «аварийную ситуацию». Дорогая несостыковка получается.

Единственное понятное руководство по пропуску пешеходов, прописанное в «Комментариях к ПДД», — это «принцип двух свободных полос»: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля.

Одна полоса движения в каждом направлении

Здесь все просто. Если на дороге всего две полосы, водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу: справа по ходу движения его машины или слева. Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля, водитель может продолжать движение.

clip_image001clip_image002

Две и более полосы движения в каждом направлении

Здесь можно применять «принцип двух свободных полос». Законодательно он нигде не закреплен — лишь в порядке разъяснения прописан в «Комментариях к ПДД», но инспекторы ГАИ при осуществлении контроля за дорожным движением на эту теорию ориентируются.

clip_image005

clip_image004

clip_image005

clip_image006

clip_image007

clip_image008

clip_image009

clip_image012

clip_image013

Как только пешеход ступил на проезжую часть, водитель обязан уступить ему дорогу: предоставить преимущество в движении, если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности. В свою очередь «Пешеходный переход» и нанесенная разметка «зебра» не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, автобус или грузовик не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека, который, вроде бы, только «намеревается», и участником дорожного движения вы его не считаете, просто травмирует боковым зеркалом.

Разумнее всего снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *