29 октября исполняется 100 лет ВЛКСМ. Воспоминания о комсомольских делах заместителя председателя Островецкого райисполкома

Общество

Буквально через неделю, 29 октября, исполняется 100 лет со дня образования крупнейшей молодежной организации Советского Союза — ВЛКСМ. День рождения Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи отпразднуют сегодняшние БРСМовцы, а также по сложившейся традиции ветераны комсомола — люди, которые с горящими глазами и неуемной энергией вступали в ряды организации, колесили по всесоюзным стройкам, организовывали турслеты и зарницы, старались сделать жизнь лучше и интереснее.

Воспоминаниями о комсомольских делах поделился бывший первый секретарь райкома комсомола, заместитель председателя Островецкого райисполкома, житель деревни Буденовка Виктор Свилло.

— Виктор Збигневич, совершенно случайно узнала, что Вы были так тесно связаны с ЛКСМ Беларуси. Как человеку с постперестроечной юностью, знакомому с комсомолом разве что по книжкам, расскажите, каким был Ваш путь в эту организацию?

— Как и многие советские ребята, в комсомол я вступил еще в школе, в 14 лет.

Как все, знал устав ВЛКСМ и работу Владимира Ильича Ленина «Задачи союзов молодежи». В СШ №1 был секретарем школьной организации, приходилось участвовать в областных конференциях, съезде ЛКСМБ, выступать с отчетом на районной конференции. Комсомольская первичка была в институте и, конечно, в Ошмянском профессионально-техническом училище, куда я пришел работать мастером производственного обучения. Буквально через год меня выбрали вторым секретарем райкома комсомола, а в 1987 году, по итогам, по сути, первых в БССР альтернативных выборов стал первым секретарем районной организации.

— После самороспуска ВЛКСМ прошло почти два десятка лет. Понятно, что многое стерлось из памяти. И все же, какие самые интересные и значимые для тогдашней молодежи дела приходят на ум?

— Комсомол позиционировал себя как организацию, которая защищает интересы молодежи, курирует и патронирует любые их начинания. А потому задачей райкома комсомола было помочь претворить их в жизнь.

Интересные дела, конечно, были. К примеру, славные традиции пауэрлифтинга, столь популярные сегодня на Ошмянщине, берут начало в «качалке», открытой в подвале общежития льнозавода. Именно там начинал свои первые тренировки нынешний главный тренер сборной Беларуси по пауэрлифтингу Михаил Станкевич. Организация этой формы досуга была нашим, комсомольским, патронатом: договориться с заводом о выделении помещения, убрать там и создать соответствующие условия. Конечно, многое зависело от самих ребят. К слову, первоначально инвентарь они перевезли с дощатого сарайчика «Муравей», построенного возле городской бани. Так ребята занимались, как говорили в наше время, культуризмом, или по-нынешнему бодибилдингом.

Весьма популярным в свое время был дискоклуб «Наутилус», который мы взяли под свое крыло. Помню, Виталий Бобровский, Володя Корней загорелись идеей создать нечто новое, как сегодня сказали бы, неформатное. В конце 80-х существенно сказывалось влияние запада, все чаще проникала иностранная музыка, тем более востребованная, чем больше запрещенная. «Наутилус» работал в подвале ресторана. Сегодняшняя молодежь вряд ли оценила бы ту примитивную светомузыку, полумрак и безалкогольные коктейли, но в те годы это было несомненным глотком свежего воздуха, как и открытие видеосалона.

Очень объединяли молодежь кличи о помощи. С небывалым энтузиазмом собирали комсомольцы гуманитарную помощь потерпевшим во время землетрясения в армянском Спитаке (1988 год), а также советским ребятам, служившим в те годы в Афганистане. Приносили кто что мог: теплые вещи, мыло, полотенца.

— Комсомол овеян ореолом романтики студотрядовских будней и турслетов. Приходилось в них участвовать?

— По долгу работы скорее организовывать. Студенческими отряды были в полном смысле этого слова, существовали они на базе вузов, училищ, но никак не школ. В нашем районе яркие примеры студотрядовского движения назвать сложно. Это направление в большей мере развивалось в Гродно, где я позже возглавлял один из отделов обкома комсомола. А вот турслеты на Ошмянщине были настоящим событием года. Ждали их невероятно. Всегда собиралось десятка полтора команд, ведь эта была отличная форма общения и досуга.

— К слову, о туризме. Какие возможности открывало перед юношами и девушками бюро международного молодежного туризма «Спутник»?

— По путевкам «Спутника» в те годы можно было посмотреть мир. Мне, например, посчастливилось еще школьником объехать так называемое Золотое кольцо — Кострому, Суздаль, Ростов Великий, позже — побывать в Югославии, Польше. Самые невероятные впечатления остались от отдыха на Кубе, которая предстала не только как Остров Свободы, но и страна со своими подводными камнями.

— С позиции сегодняшнего дня как Вы оценили бы комсомольское движение?

— Комсомол был хорошей, четко выстроенной школой, направленной, помимо прочего, на подбор и расстановку кадров. То, что в ряды комсомола тогда избирали лучших из лучших, делая ставку на производственников, рабочую молодежь, остается фактом. В грамотной кадровой политике комсомолу и партии не откажешь. После переломного 1991 года многие бывшие комсомольцы нашли себя в роли руководителей различного уровня.

При том, что жизнь повела нас по разным дорогам, знаете, 29 октября еще долгое время собирало ветеранов-комсомольцев. Да и сегодня эта дата для нас — напоминание о важном этапе жизни — своей и страны.

— Спасибо за интересную беседу и искренность.

Беседовала Людмила РЫБИК.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *