Река Ошмянка в проекте «Гродненщина синеокая»

Левый приток Вилии – Ошмянка – несет свои воды по трем северо-западным районам Гродненщины: Ошмянскому, Сморгонскому и Островецкому, преимущественно – по зеленому коридору, образованному зарослями кустарника и ольхи по берегам. Длина ее – 105 километров, скорость течения – около полутора километров в час.

DJI_0120.JPG

По ее берегам и притокам притаились уникальные природные памятники, исторические и культурные жемчужины: прекрасные храмы, места, связанные с именем белорусского поэта Франтишка Богушевича, Наполеоновский тракт, Литовский центр культуры и многое другое, что стоит непременно увидеть.

DJI_0131.JPG

Крутые изгибы

Начинается река у деревни Мурованая Ошмянка Ошмянского района, в верховье течет по Ошмянской возвышенности через город Ошмяны, в среднем и нижнем течении – по Нарочано-Вилейской низине, впадает в Вилию у деревни Видюны на Островетчине.

DJI_0133.JPG

Русло реки невероятно извилистое, от истока частично канализовано. И ширина на разных участках варьируется: от 3 – 5 до 15 – 20 метров.

DJI_0130.JPG
На реке работает Рачунская гидроэлектростанция, реконструированная в 2001 году, мощность которой 300 кВт, а годовая выработка электроэнергии – до 1,5 миллиона киловатт-часов. Рачунское водохранилище – популярное место у рыболовов. Извилистую Ошмянку питают правые притоки Горужанка, Понарка, Сикуня, Сикунка и левые – Кернава и Лоша. Как и Вилию, ее любят байдарочники. Чистая вода, красивые обрывистые берега, девственные пейзажи, обилие исторических и природных памятников – все это привлекает туристов из разных уголков Беларуси и зарубежья.Главная водная артерия Ошмян

Ошмянка – главная водная артерия Ошмян. На ее берегах и возникло поселение. Именно по речке, по историческим данным, некогда проходил раздел между славянами и балтами. А в XVI веке она делила город на две части: старую и новую.

– Впервые Ошмяны упоминаются в летописях в 1341 году, – рассказывает директор местного краеведческого музея имени Ф. К. Богушевича Анастасия Новицкая. – Насчет названия города существуют две версии: в переводе с балтского оно может означать «камень» либо «острие». Статус города Ошмяны получили благодаря великому князю Литовскому Витовту в 1399 году, а в 1566 году – Магдебургское право и стали центром повета. Его история неразрывно связана с крупными магнатскими родами Радзивиллов, Сапегов, Огинских.

Застройка города началась в Старых Ошмянах, где на средства короля Александра Ягеллончика странствующие монахи ордена Святого Франциска заложили фундамент монастыря. Первоначально костел и монастырь были деревянными, но позже монахи возвели каменный костел, от которого нынче остались лишь руины. Люди называют это место «Голгофой»: на холме установлено множество крестов. Каждый год в Вербное воскресенье сотни верующих совершают сюда крестный ход и устанавливают новый крест.

0W1A9771.JPG

Радуют глаз жемчужины райцентра – белоснежный костел Святого Михаила Архангела, построенный в 1906 году в стиле виленского барокко, и Свято-Воскресенская церковь – образец ретроспективно-русского стиля, возведенная в 1883 году. Недалеко – здание синагоги (недействующей) начала XX века, уникальной своей росписью.

0W1A9772.JPG

Разнообразие архитектурных стилей, многоконфессиональность, близость Ошмян к литовской столице накладывают свой отпечаток, придают райцентру шляхетность и стильность. Современный город с населением около семнадцати тысяч славится на всю Беларусь вкуснейшей мясной продукцией, сырами, дрожжами и, конечно же, талантливыми людьми и спортивными достижениями.

Невестин камень

Чуть в стороне от Ошмян, у деревни Огородники, уникальный памятник природы республиканского значения Невестин камень. Традиция поклонения этому памятнику природы получила статус историко-культурной ценности Беларуси.

0W1A9777.JPG

Местные верят: огромный валун, лежащий на дне Рамбовского рва, обладает магической силой и помогает обрести семейное счастье. Об этом свидетельствуют легенды. По одной из них, в тогда еще полноводный ров бросилась девушка вслед за своим утопающим женихом. Вода вмиг высохла, а слезы невесты превратились в камень. По другому преданию, камень появился на месте языческого капища, где в дохристианские времена наши предки вступали в брак.

0W1A9779.JPG

0W1A9782.JPG

Сегодня к Невестиному камню съезжаются девушки и женщины со всех уголков Беларуси. Каждая верит: чудо-камень исполняет желания. Если искренне просить, валун поможет встретить любимого или поспособствует рождению в семье ребенка. Сюда традиционно приезжают молодожены в день свадьбы.

0W1A9783.JPG
Ученые же считают, что этот огромный валун из розового гранита с кристаллами полевого шпата принесен ледником с Аландских островов, расположенных в Балтийском море близ берегов Швеции, 130–150 тысяч лет назад.

0W1A9785.JPGЖупраны. Под знаком Богушевича

На левом берегу Ошмянки уютно пристроилось древнее местечко Зубраны, известное с XV века, – нынче агрогородок Жупраны. На первый взгляд обычная деревня, но только на первый. В 1407 великий князь Витовт пожаловал Жупраны виленскому воеводе Войтеху Монвиду. Около трехсот лет Жупраны принадлежали Радзивиллам. После них имение перешло к Чапским.

0W1A9793.JPG

Здесь проходит Наполеоновский тракт. Говорят, в 1812 году при отступлении французской армии на территорию современной Литвы Наполеон припрятал то ли в колодце, то ли в другом схроне несметные сокровища.0W1A9797.JPG

0W1A9802.JPG

В сквере в центре Жупран – памятник основоположнику белорусской литературы Франтишку Богушевичу авторства Заира Азгура. В десятке метров – костел святых апостолов Петра и Павла (1854–1875), где висит мемориальная доска в честь Богушевича.

0W1A9791.JPG

0W1A9807.JPG

Могилу Франтишка Богушевича на сельском кладбище мы нашли сразу, словно кто-то привел нас к ней. Много интересного о жизни и творчестве поэта узнали мы в Жупранской средней школе имени Ф. К. Богушевича и школьном литературно-краеведческом музее.

Поэт, повстанец, патриот

0W1A9855.JPG

Ошмянка привела нас в Сморгонский район в деревню Кушляны в музей-усадьбу Франтишка Богушевича, где прошли детство и последние годы жизни поэта и где с 1990 года работает литературный музей. К вниманию посетителей – около четырехсот уникальных экспонатов, есть вещи, пропитанные богушевичевой энергетикой: письменный стол, стулья, рукописи.

0W1A9909.JPG
0W1A9910.JPG
0W1A9896.JPG
Заведующий филиалом Государственного музея истории белорусской литературы Алесь Жамойтин помогает нам прикоснуться к наследию великого земляка. Мы узнаем, как жил зачинатель новой белорусской литературы, за что крестьяне любили адвоката Богушевича и почему он так любил родной язык.0W1A9902.JPG

«Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмерлі!» – призывал земляков поэт. Родной язык он называл «одеждой души» и считал одной из главных отличительных черт народа.

0W1A9906.JPG

В музее хранятся оригинальные сборники «Дудка беларуская» и «Смык беларускі», вышедшие в 1908 году в Петербургском издательстве «Загляне сонца і ў наша аконца». За усадьбой – старинный парк. В 800 метрах от дома – камень-тайник, который Франтишек использовал как сейф для хранения рукописей. На камне надпись, выбитая друзьями Богушевича после его смерти: «Памяці Мацея Бурачка. 1900 г.»

0W1A9901.JPG

Солы. Сказочный храм

Ошмянка несет свои воды через агрогородок Солы Сморгонского района. Редкий путешественник проедет мимо этого агрогородка, основной достопримечательностью которого является костел Богоматери Руженцовой, построенный в 1934 году по проекту Дубановича на средства прихожан. Костел в стиле модерн напоминает сказочный дворец или замок и очень впечатляет туристов в первую очередь своей асимметричной формой. Здесь практически полностью сохранились интерьеры и оригинальная фресковая живопись.

0W1A9924.JPG

На стене здания сельисполкома – мемориальная доска. Именно в Солах 21 ноября (4 декабря) 1917 года было подписано соглашение о перемирии между Германией и Советской Россией, остановившее военные действия на Западном фронте во время Первой мировой войны. Через десять дней это соглашение официально подписали еще раз в Брест-Литовске.

Рымдюны. Островок Литвы в Беларуси 

Между реками Ошмянка и Лоша живет много этнических литовцев. В Рымдюнах Гервятского сельсовета Островецкого района литовцами себя считают около 80 процентов сельчан. «Лаба дена!» – приветствуют нас на сельской улице.

0W1A9930.JPG

В Рымдюнах работает Литовский центр культуры, образования и информации – целый комплекс, в который входят две школы (с литовским и белорусским языками преподавания), пришкольный интернат для учеников общежитие для педагогов, Дом культуры, библиотека, музей и другое.

0W1A9969.JPG
Нынче в литовской школе занимаются 63 ученика и работают 21 педагог из Беларуси и Литвы.0W1A0038.JPG

– Центр живет яркой жизнью: здесь проходят национальные праздники, региональные фестивали, выставки народного творчества и фотовыставки, встречи и многое другое, – рассказывает директор Литовского центра культуры, образования и информации Виргине Тарнаускайте. – Мы сохраняем национальные традиции, культуру в прекрасном белорусском уголке. 

Гервяты. Рай на земле

DJI_0146.JPG

DJI_0150.JPG

Многоязычие в этих краях – привычное дело, неслучайно в Гервятском костеле службы идут на трех языках: белорусском, литовском и польском.

0W1A0060.JPG
«Белорусский Нотр-Дам», «маленькая Швейцария» – так туристы называют костел в Гервятах. Прекрасный и величественный храм Святой Троицы по праву считают самым красивым костелом Беларуси. Он также входит в тройку самых высоких храмов нашей страны (высота шпиля 61 метр) и является одним из самых лучших образцов неоготического стиля.0W1A0073.JPG

Костел в Гервятах отсчет своей истории начал в 1526 году, когда епископ Ян заложил деревянный храм Святой Троицы в честь создания в Гервятах и окрестностях католического прихода. Через три столетия, в 1899 – 1903 годах, здесь появился великолепный костел в стиле неоготики – детище архитектора Ольшаловского и виленского зодчего Вацлава Михневича. Для его возведения даже построили временный завод по производству кирпича высокого качества. Черепицу и некоторые другие стройматериалы доставляли из Германии.

0W1A0077.JPG

Окружает памятник архитектуры удивительной красоты парк с редкими декоративными растениями и деревьями, фигурами ангелов и 12 апостолов. А перед храмом – несколько крестов из дерева с богатой резьбой, что характерно для литовских храмов.

0W1A0080.JPG

Нам посчастливилось услышать столетний орган в храме и стать свидетелями венчания Игоря и Елены Войтеховичей, которые специально приехали сюда на таинство из Минска. Очарованные увиденным, мы мысленно благодарили свою журналистскую профессию за возможность лучше узнавать историю родной страны, соприкасаться с удивительным и прекрасным…

0W1A0090.JPG
Присоединяйтесь к нашему каналу https://t.me/belta_telegramm
Стоит почитать:

Река Ошмянка в проекте «Гродненщина синеокая»: 1 комментарий

  • 07.10.2018 в 22:24
    Permalink

    Правда никто не говорит, и не поднимает вопрос о чистоте воды в Ошмянке. От д.Богданишки до Жупран не увидишь даже Колюшку, которой до 90-х было полно, а это говорит о чистоте вод. Байдарочники проплывая этот промежуток одевали маски против удушливого запаха вод реки. Куда смотрят экологи?

Добавить комментарий