Пёс пришёл из Литвы в Гольшаны, чтобы найти прежнего хозяина!

Культура

Эту историю рассказала Людмила Котлобай на сайте wikipet.by.

Даже самый злой пес на свете может стать верным и преданным другом. Эта история приключилась не с кем-нибудь, а с нашей семьей. И хоть событиям тем уже более 20 лет и, к сожалению, фотографий этой собаки у нас нет, я помню все до мельчайших подробностей, как будто это происходило вчера.

Собака породы тибетский терьер. Фото: google.com

В один из солнечных летних дней моего счастливого и беззаботного детства во двор дома моих бабушки и дедушки пришла собака. Пес был ужасен: серый, страшный, со сбившейся шерстью и огромной железной цепью на шее. Сразу мы не придали особого значения его приходу. Подумали: обычное деревенское явление – пес сорвался с цепи. Предложили собаке поесть, она отказалась, и мы потихоньку выпроводили ее за калитку. Но через минут 15 произошло что-то невообразимое. Бабушкин постоялец, ксендз местного костела Людвик Бартошак, просто вихрем влетел во двор с этим ужасным лохматым существом на руках.

Обычно спокойный и уравновешенный, Отец Людвиг взволнованно, неестественно громко и эмоционально заявил: «Это же мой Кундель! И он пришел за мной из Литвы!».

Тут надо оговориться: описанные события происходили в деревне Гольшаны, что в Ошмянском районе Гродненской области. И место это необыкновенное! Там находится знаменитый Гольшанский замок, упомянутый в романе Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский». Кстати, дворцово-замковый комплекс — бывшая резиденция князя П. Сапеги, построенный в 1-ой половине XVII века. Есть в Гольшанах и памятник архитектуры – Костел францисканцев — возведенный в стиле барокко еще в 1618 году. А также бывший монастырь францисканцев и еще много всего интересного. Но история не об этом…

На фото: ксендз Людвик Бартошак. Фото: из личного архива Людмилы Котлобай

Важно правильно представить период, в который разворачивались события. Это было время «оттепели», когда люди стали потихоньку возвращаться к религии. Естественно, костелы и церкви были в полуразрушенном состоянии. И вот в Гольшаны из Литвы был направлен ксендз Людвик Бартошак. И перед ним была поставлена невероятно трудная задача – возродить святыню. Так случилось, что на время, пока в монастыре и костеле шли ремонтные работы, ксендз поселился в доме у моих бабушки и дедушки. До этого же святой отец служил в одном из приходов в Литве. А по законам Францисканского ордена священники, как правило, на одном месте надолго не задерживаются. Каждые 2-3 года они меняют место службы.

Теперь же вернемся к нашему непрошеному гостю. Оказывается, отцу Людвику однажды монахи из Тибета подарили собаку породы тибетский терьер. Ксендз почему-то назвал его Кунделем, что по-польски означает «беспородный». Поскольку священнику предстоял переезд из Литвы в белорусские Гольшаны (где и жить-то ему изначально было негде), собаку он не мог взять с собой. И она осталась в Литве под присмотром друга отца Людвига.

На фото: Францисканский Костел Святого Иоанна Крестителя. Фото: из личного архива Людмилы Котлобай

Как пес сорвался с цепи и почему отправился в путь? Как Кундель преодолел расстояние практически в 50 км и оказался в Гольшанах?
Притом, что шел он порядка 4-5 дней по абсолютно неизвестной ему дороге, с тяжелой железной цепью на шее. Да, он бежал за хозяином, но хозяин-то вовсе не шел по той дороге пешком, а ехал на машине. И каким все-таки образом Кундель нашел его, до сих пор остается для всех нас загадкой.

После первой радости встречи, удивления и недоумения, началась история спасения собаки. На протяжении нескольких дней Кундель ничего не ел и не пил. А все шел и шел… У него было сильное обезвоживание, а лапы стерты в кровь. Собаку пришлось буквально выпаивать из пипетки, по крохам выкармливать.

Пес оказался страшным злющим зверем, который кидался на всех и вся. Кундель затерроризировал всю семью, никому не давал прохода. Даже подойти покормить его было невозможно. А погладить и мысли не возникало. Ему соорудили небольшой вольер, где он и обитал. Миску с едой подталкивали к нему ногой. По-другому было нельзя: мог запросто прокусить руку. Наша жизнь превратилась в настоящий кошмар, который длился год. Когда кто-то проходил мимо него, он всегда рычал. И даже чтобы просто пройтись по двору вечером, прогуляться, все 20 раз думали: а стоит ли. Мы действительно не знали, что делать. Такого сайта, как WikiPet, еще не было. Как, впрочем, и про существование Интернета в те времена представления были очень призрачными. Да и спросить в деревне было не у кого. А безумие собаки все увеличивалось, как и наши страхи перед ней.

Мы только все задавались вопросом: «Зачем, Кундель, ты вообще пришел к нам? Неужели тебе было так плохо в той Литве?»

Это сейчас я понимаю: собака находилась в жутком стрессе. Было время, ее баловали, и спала она в доме на диванах… Потом вдруг ее посадили на цепь. А после собаку поселили на улице в вольере. И не понятно было, кто все эти люди вокруг. Хозяин-священник же все время был на работе. А решение было найдено как-то вдруг и само собой. Папа взял однажды злюку Кунделя с собой в лес за малиной, а вернулся словно с другой собакой. После этого Кундель, наконец, успокоился и понял, кто его хозяин. Вообще же папа – молодчина: он каждые три дня брал с собой пса на длительные прогулки. По лесу он подолгу ездил на велосипеде, Кундель бежал с ним рядом. Собака возвращалась уставшей, но по-прежнему агрессивной. А в тот раз… Не знаю, что произошло с Кунделем? То ли он почувствовал себя нужным, то ли понял, кто теперь его хозяин и как себя нужно вести.

После совместных прогулок и охраны папы в лесу, собаку было не узнать. Кундель, наконец, успокоился и даже принял к себе в друзья маленького щенка, которого принес брат (второму, кстати, Кундель как-то прокусил руку). Через некоторое время уехал из деревни ксендз Людвик, а Кундель прожил с бабушкой еще лет 8. И хоть не было уже никаких причин бояться, мы всегда с опаской смотрели в его сторону. Тибетский терьер навсегда остался для нас загадочным и непредсказуемым. И, несмотря на год террора, который он нам устроил, мы все его искренне полюбили и очень горевали, когда он ушел. Кундель даже как-то спасал своего хозяина, когда тот якобы тонул. Подобные случаи описаны и в литературе. Папа у нас спортсмен, учитель физкультуры. Очень любил плавать, особенно нырять. И вот зашел в воду, нырнул… Кундель, видно, решил, что хозяин тонет и бросился его спасать. У папы же на голове небольшая лысина – вытягивать-то не за что! Кундель не придумал ничего лучшего, как усесться на голову. И произошло это как раз в то время, когда папа уже собирался выныривать и показать всем нам, какой он молодец. А вынырнуть-то не получалось… Папа признавался потом, что он уже на самом деле прощался с жизнью. Но все закончилось хорошо: то ли Кундель сообразил слезть с головы, то ли папа каким-то образом сконцентрировался. Когда же папа понял, в чем дело, его совсем нерадостные возгласы были слышны далеко за пределами деревни. Но Кунделя мы все равно хвалили: спас товарища!

Наша семья до сих пор не может понять, как эта собака смогла найти наш дом и пройти такой нелегкий путь в поисках своего хозяина?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *