Что делать со зданием ошмянской синагоги?

Культура

Здание ошмянской синагоги требует спасения. Но что делать, если еврейская община в городе отсутствует и молиться некому? Трагедия Холокоста унесла общину, но само здание сохранилось. Можно ли в новой функции сохранить преемственность? Про это читайте материал.

Что такое синагога?

После изгнания из Израиля для рассеянных по миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни евреев. С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Само слово «синагога»– от греческого synagoge («собрание»). В Талмуде синагога лишь однажды названа «домом молитвы».

Исторически сложилось, что еврейские общины жили в европейских городах замкнуто, по своим законам, поэтому за синагогой закреплялись далеко не только религиозные функции. Давайте по порядку.

Молитва. Да, синагога – это место, где община собирается для молитвы. Но неправильно было бы отождествлять ее с церковью или костелом. Это не храм. Более того, синагога не представляет из себя «филиал» крупного религиозного учреждения. Синагоги независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой община сама выбирает руководителей.

Школа и место просвещения. При синагогах имелись школы, в которых дети и подростки изучали Тору. Существовал обычай по субботам и праздникам выступать с лекциями на темы недельной главы Торы или по проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.

Библиотека. По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения, а также сотни или даже тысячи других книг. Пополнять такую библиотеку – благочестивое дело. Книгами вправе пользоваться любой член общины. Можно было даже брать их на дом.

Центр общественной жизни и суд. Синагога является местом проведения встреч, собраний, торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. Иногда синагога – это место заседания раввинского суда. Правление синагоги, как правило, располагает фондами для помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто становится и центром благотворительности.

Гостевые комнаты. Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей.

Синагоги без евреев. Настало время новой жизни?

Трагедия Холокоста уничтожила еврейские общины в наших городах и местечках. Ошмяны не стали исключением. Немногие выжившие после войны с созданием Израиля предпочли покинуть Советский Союз в поисках новой жизни. Общины были разрушены, но здания синагог остались. Жители советских городов нашли им новое применение. Вариантов было много – от художественных мастерских, общежитий, складов до спортивных залов и магазинов. Оставим сейчас за скобками этическую составляющую, но все же новые функции – главная причина, почему бывшие синагоги сохранились.

Сегодня многие из них признаны историко-культурной ценностью. Однако и здесь не без проблем. В Беларуси более 30-ти таких зданий либо перестали выполнять свое послевоенное предназначение (как ошмянская), либо вот-вот перестанут.

Что же делать? Как часто бывает, наилучший выход подскажет история. Бывшие синагоги вновь могут стать центром современного городского сообщества, уже не еврейского. Именно в этом будет преемственность. Эти здания могут быть школами, библиотеками, общественными местами, и, конечно, хранить память про ушедшую культуру и нашу общую трагедию. Ведь только востребованная функция –залог сохранения.

Кажется, вышесказанное слишком утопично? Ничуть! Живой пример в соседней Литве. Расположенные в центре города Йонишкис на границе с Латвией, здания Белой и Красной синагог создают уникальный комплекс. Красная синагога была отреставрирована и приспособлена к общественным нуждам в 2011 году. В 2017 году по программе Министерства культуры приведена в порядок и Белая синагога. Новые мебель, компьютерное, осветительное и звуковое оборудование дали прекрасные условия для проведения мероприятий. В Белой синагоге создана экспозиция, позволяющая узнать историю городка и еврейской общины.

Комплекс восстановленных зданий синагог в Йонишкес
Музейная экспозиция в одной из бывших синагог в Йонишкес

В 2017 г. в Пакруойисе, что на севере Литвы, открылось отреставрированное здание деревянной синагоги. Теперь это – актовый зал местной библиотеки. Мероприятия идут одно за другим. Помимо восстановления живописи и интерьера, там также была подготовлена экспозиция, рассказывающая об истории евреев Пакруойиса.

Отреставрированная деревянная синагога в Пакруойисе
Восстановленный интерьер бывшей синагоги в Пакруойисе

В городе Кедайняй недалеко от Каунаса в 2002 г. восстановили барочную Новую синагогу. В ней сделали Межкультурный центр, филиал Регионального музея с отличной культурной программой. В 2004 г. Старая синагога, расположенная неподалеку, открыла свои двери в качестве художественной школы.

Художественная школа в бывшей синагоге в Кедайняе

Прямо сейчас продолжается реставрация синагоги в местечке Жежмаряй (на полпути из Вильнюса в Каунас). По замыслу инициаторов, там разместится музей еврейского быта. В Алитусе полным ходом идёт реконструкция бывшей старой каменной синагоги. Здесь также будет филиал краеведческого музея.

Процесс восстановления здания синагоги в Жежмаряе

Надо сказать, что восстановление и реконструкция делаются не на израильские, а в основном на литовские, европейские и норвежские деньги. Как говорят, была бы хорошая идея, а средства на нее найдутся. Какой же быть бывшей ошмянской синагоге? Это должны решить сами жители. Ясно одно: здание должно продолжать служить людям.

Степан СТУРЕЙКО, председатель правления Белорусского комитета ИКОМОС.

Присоединяйтесь к нашему каналу https://t.me/belta_telegramm



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *