Хутор Пиктуша. Частичка исчезающей истории

Год малой родины Общество

В трудах ученых, в школьных учебниках, в увлекательных романах и в изысканиях краеведов обычно рассказывается о великих полководцах и могущественных правителях, о роскоши и богатствах древних замков и блистательных столиц. Достаточно подробно описаны хроники зарождения и развития городских поселений. Но практически невозможно найти исторический очерк о простой белорусской деревушке.

Неумолимый ход естественных процессов привел к массовому переселению людей в города и к исчезновению большей части малых населенных пунктов. Хотелось бы, чтобы краеведы, школьники, просто неравнодушные люди собирали сведения о жизни и истории и ныне существующих, и уже вымерших селений Ошмянщины, пока еще есть в народной памяти воспоминания о людях и событиях далеких лет.

у

Видимо, последние годы доживает и маленький хуторок Пиктуша. Ученые-филологи предполагают, что его название связано с традиционным оружием кавалерии — пикой. Здесь находилась резиденция (фольварк) местного пана-землевладельца. Сейчас невозможно установить время появления селения. Похоже, что в те времена Пиктушей называлось все имение, а резиденция его хозяина несколько раз меняла свое местоположение. Известно, что некогда оно принадлежало помещикам Рыхлицким, а в 1634-м было приобретено Сабинским. Затем имение несколько раз меняло своих хозяев. В 1778 году фольварк сгорел во время пожара, и только счастливый случай помог спастись через окно, в обгорелом белье, тогдашнему хозяину имения, ошмянскому коморнику Адаму Янковскому. Возможно, именно этот пожар оставил следы в виде углей и оплавленного стекла, которые еще недавно можно было обнаружить на распаханном поле метрах в двухстах от существующего ныне здания. Считается, что было построено оно в конце 19-го века. С 1831 года часть земельных угодий перешла в собственность ошмянскому граничному судье шляхтичу Франтишку Хмелевскому (герб Радван). В конце 19-го, начале 20-го веков Хмелевским стали принадлежать уже все земли имения – 30 волок (более 640 гектаров). Через какое-то время после этого хозяин выделил во владение сыну треть своих земель, и на расстоянии метров четырехсот от отеческого дома был выстроен фольварк под названием Дялино (Дзяліны).

На картах 19-го века отмечено несколько рядом находящихся селений с названиями Пиктуша. Большая (Вялікая) Пиктуша, называвшаяся также Заройстем (от распространенного в наших краях названия урочищ — Ройста), на рубеже 17-18-го веков принадлежала Маслову, и со временем стала именоваться также Масловщиной. Находящаяся рядом Малая Пиктуша представляла собой резиденцию хозяина имения. Со временем оба поселения слились в единую деревню Масловщина, а все другие варианты ее наименования прочно забыты. На трехверстовой карте российского Генштаба конца 19-го века отмечен наряду с другими тезками фольварк Пиктуша (Скирмонтишки), о двойном названии которого сейчас никто не помнит. На польской карте тридцатых годов прошлого века примерно в километре южнее деревни Бычки находилось маленькое селение под названием Новая Пиктуша.

Так или иначе, а на всех известных картах, самая старая из которых датируется серединой 19-го столетия, на месте ныне существующего хутора всегда был отмечен уже благоустроенный фольварк Пиктуша. Как было раньше — неизвестно, но насколько можно было судить по рассказам старожилов, в это время резиденция хозяев имения – помещиков Хмелевских — находилась именно здесь.

олол

Имение было неплохо обустроено, рядом с господским домом размещалось крытое соломой большое здание для хозяйственных нужд и проживания наемных работников, два амбара с трехметровой глубиной подвалов для хранения собранного урожая зерна, большая конюшня, ряд других хозяйственных построек. Были видны следы от еще ранее существовавших более древних строений. На отшибе, в противопожарных целях, стояло большое гумно для хранения и обмолота снопов. Был даже примерно тридцатиметровый тайный подземный ход, который вел из господского дома в сводчатый склеп из красного кирпича. Справа от дороги при въезде в фольварк еще недавно можно было увидеть большой плоский камень-валун с вырубленным на нем выпуклым крестом, который, по-видимому, был установлен в незапамятные времена в качестве оберега. На небольшом ручейке у имения была построена плотина, и образовался пруд площадью примерно около двух гектаров, зарыбленный форелью. В Дялино молодой хозяин развернуться не успел. Почему-то считается, что этот жилой дом был выстроен в конце 19-го века, чего быть по ряду причин не может. Полагаю, что он был построен между 1910 и 1920 годами, или позже. Так или иначе, но в Дялино его хозяин успел выстроить лишь господский дом и два амбара, причем качество строительства было заметно хуже, чем в имении отца.

В 1939 году в связи с наступлением Красной Армии обе семьи Хмелевских, погрузив наиболее ценные вещи на подводы, уехали в направлении Вильно. Есть непроверенные сведения, что их потомки лет сорок назад проживали в Польше.

В годы войны в Пиктуше проживали семьи бывших наемных рабочих З. Журавского, С. Юкевича, А. Стаселовича и несколько семей беженцев. В 1944 году после освобождения района от фашистов в здании фольварка разместился Крейванцевский сельисполком. На работу секретарем сельсовета была принята проживавшая здесь же с матерью юная девушка Зинаида Сломка. В этом же году она трагически погибла от рук бандитов в д. Буняны. В 1944 году в километре от деревни Гурели был сбит советский самолет и два погибших летчика были захоронены в Пиктуше у здания сельсовета. Через несколько лет их прах перенесли в братскую могилу в Ошмянах.

Хутор был достаточно удачно размещен на равном удалении от большинства наиболее крупных деревень, и поэтому в 1949 году здесь была организована Крейванцевская семилетняя (с 1961 года – восьмилетняя) школа. Она размещалась в двух зданиях – в Дялино учились начальные классы, а в Пиктуше — старшие. В каждом из этих зданий имелось также по скромной квартире для проживания школьных учителей. Директором школы был назначен вернувшийся из армии фронтовик, кавалер солдатского ордена Славы Василий Егорович Старовыборный, который до этого некоторое время был руководителем школы в Гольгинишках. В Пиктуше он проработал двадцать один год до 1970 года. Позже был переведен директором Людвиковщинской восьмилетней школы. Первыми учителями Крейванцевской школы были Н.Я. Старовыборная (Шипуля), В.Д.Гропа, В.В. Клюкач, А.Р. Курочкин, Г.С. Чаплинская, Д.Н. Переплавченко, И.А. Яблонский. Учеников в школе всегда было много, в старших классах обычно около двадцати, а в выпуске 1972 года – около тридцати человек. Действовала также и вечерняя школа, в которой учились люди старшего поколения. В 1974-1975 учебном году учителем физкультуры, черчения и рисования работал выпускник этой же школы 1972 года, будущий депутат Государственной Думы России Франц Адамович Клинцевич.

После организации колхоза гумно, амбары и другие хозяйственные постройки были разобраны и перевезены на центральную усадьбу, кроме конюшни, в которой содержалось колхозное стадо овец. Примерно в 1960 году стадо было ликвидировано, а в здании оборудована школьная мастерская. В 1964 году в хутор провели электричество, и керосиновые лампы вышли из обихода школьной жизни и жизни обитателей Пиктуши. В восьмидесятые годы прошлого столетия к восточной стороне господского дома была сделана пристройка, и теперь все классы размещались под одной крышей, а здание в Дялино было приспособлено под жилье для учителей. После состоявшегося в 2011 году переноса школы в новое здание в Крейванцы, в Пиктуше осталась проживать одна семья. Еще ранее был продан частному лицу дом в Дялино и после перестройки в его внешнем виде от старого здания ничего не сохранилось.

Александр СТАРОВЫБОРНЫЙ.

НА СНИМКАХ: современный вид господского дома с пристройкой более поздних времен; учителя и первые выпускники школы (1952 г.).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *