Житель города Ошмяны Вадим Высоцкий: «Бояться армии не надо»

Общество

2К срочной военной службе отношение в обществе весьма неоднозначное. Одни боятся ее как черт ладана и стараются избежать всеми правдами и неправдами, другие, наоборот, уверены, что только армия может сделать из юноши настоящего мужчину. Что же это, служба в армии, — гражданский долг, испытание, школа жизни или наказание? Развеять мифы мы решили вместе с жителем нашего города Вадимом Высоцким, который совсем недавно демобилизовался.

— Мне кажется я еще там, в своей части. Армия пока не отпускает. Служил я в войсках противовоздушной обороны в Трабах.

— Давайте с начала. Как вы попали в армию?

— Как все. По повестке явился в военкомат, и понеслось. То есть сначала я, конечно, закончил школу, потом — факультет предпринимательства и управления Белорусского государственного аграрного технического университета. Пытался поступить на военную службу по контракту на заставу Каменный Лог, но, к сожалению, не прошел тесты. Так что, честно говоря, выбора не было.

— Но ведь другие умудряются обзавестись семьей и детьми, «найти» болезни или какие-то другие причины? В борьбу нередко включаются мамы и папы.

— В нашей семье все адекватно отнеслись к тому, что мне пора идти в армию. Отец в свое время проходил срочную службу, работал в органах внутренних дел. Дядя служит на Севере.

1

Лично для меня было приятной неожиданностью (об этом я узнал уже в военкомате), что после вуза я буду служить всего год, а не полтора, как ожидал. С любимой девушкой решили, что за это время она закончит учебу, а я исполню свой гражданский долг.

— Расскажите, пожалуйста, о своей службе. Чем вы занимались этот год?

— Первые полгода топтал наряды (улыбается).

— То есть?

— Это значит был дневальным по роте. В обязанности дневального входит охрана оружия и имущества своего подразделения. Такие дежурства выпадали раз в три дня. В остальное время занимались боевой подготовкой, обслуживанием техники, строевой и физической подготовкой, уборкой территории и другими хозяйственными работами.

После трех месяцев учебы и получения соответствующего допуска я стал оператором радиовысотомеры. В мои задачи входило обнаруживать воздушные цели, которые летят в направлении государственной границы Республики Беларусь, опознавать их и сопровождать — словом, охранять воздушные рубежи страны.

— Охранять границу от посягательств самолетов?

— Не только. И вертолетов, и так называемых дронов, которые могут переправлять контрабанду.

За время службы случались, конечно, и ночные тревоги, когда часть приводится в готовность номер один. Нам, операторам радиовысотомеры, за три с половиной минуты необходимо было встать, собраться и прибыть на станцию.

И хотя работа на радиолакационной станции требовала сосредоточенности, внимательности и ответственности, она мне очень нравилась. Во время совместного стратегического учения Вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь «Запад-2017», например, четыре недели был на станции. Даже еду из столовой нам туда приносили.

3

— Кстати, о еде. Многие жалуются, что в армии плохо кормят.

— Не могу сказать за всех. Может быть, нам повезло, но нас кормили хорошо. Сначала готовили военнослужащие срочной службы, а потом организацию питания передали военсервису. Вот тогда мы зажили. В меню были и салаты, и булочки, и соки…

И все же в армии я похудел на 11 килограммов.

— Вероятно, сказался режим дня?

— Наверное. Подъем, кроме выходных и праздничных дней, в 6 утра. Отбой в 22.00. Так что в свободное время — с 19.00 до 21.00 многие любили поспать. В это же время выдавали мобильные телефоны, можно было посмотреть телевизор в комнате досуга, пообщаться с товарищами или элементарно пощелкать семечки.

— Вы сказали, что телефон выдавали в определенное время. А как на счет увольнительных, отпусков, связи с внешним миром?

— Я думал, что будет хуже. Оказалось, каждое воскресенье солдату положено дневное увольнение. Это даже в уставе прописано. Правда, не должно быть никаких нарушений воинской дисциплины. Первые полгода — в первый период службы — я практически каждое воскресенье приезжал домой. Служил ведь рядом. А потом поменялся командир, и отпускать стали реже. Но ведь я знал, что не за горами дембель.

4

— Еще один серьезный вопрос, который волнует новобранцев, призывников, их родителей, — это неуставные отношения, или так называемая дедовщина. Вам было тяжело в этом плане?

— На мой взгляд, порядок в части во многом зависит от командира. У нас никаких столкновений с «дедами» не было, как и речи не было о физическом насилии. Регулярно проходили занятия, где нам доводили статьи Уголовного Кодекса, которые «светят» за совершение того или иного преступления.

Впрочем, мы молодые, солдаты первого периода службы, и сами понимали, что, скажем, чистить выпавший снег должны мы, а не «деды». Без напоминания брали шуфели — и за работу.

— А чего больше всего хотелось в армии?

— Не знаю почему, но хотелось сладкого. Даже сейчас конфеты дома не залеживаются. А во время службы стандартный заказ — это вафли, халва и, конечно, кофе — и три в одном, и обычный молотый. Без кофе никуда. Странно, но даже от чипсов отвык. Своего чефана, то есть буфета, у нас не было, поэтому два солдата вместе с офицером отправлялись на машине в магазин в Трабы и там закупали все по длинному-предлинному списку.

— Многие говорят, что армия — это потерянный год или полтора. Дескать, за это время можно выучить язык, овладеть ремеслом, как-то устроиться в жизни. Вы чему-нибудь научились в армии или действительно потеряли время?

— Кроме навыков, которые я получил как оператор радиовысотомеры, я подтянул свою физическую форму, привык к порядку и дисциплине. В армии я научился шить, подметать, косить и триммером и обычной косой, колоть дрова — в общем, многим бытовым вопросам. А еще совершенствовал свои навыки игры в настольный теннис.

Демобилизовался я рядовым, но вскоре рассчитываю получить звание «лейтенант запаса», его присваивает военный комиссариат.

— Чего бы вы пожелали ребятам, которым еще предстоит пополнить ряды военнослужащих?

— Я желаю им получать высшее образование и служить один год. Это время пролетает как одна неделя. И, знаете, бояться армии не надо. Здесь вы, как минимум, улучшите свою физическую форму и пройдете хорошую школу жизни.

Беседовала Людмила КОЗЕЛ.

Фото из архива Вадима ВЫСОЦКОГО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *