Церковь в Ошмянах. От костела доминиканцев до Свято-Воскресенской церкви

Культура

Корни истории Ошмян уходят в 1341 год, когда в летописях появились первые упоминания о поселении. Тогда князь Гедимин построил огромный замок, вокруг него активно началось строительство торгово-ремесленного посада. Возникающий город менял своих хозяев, после Гедимина эстафету приняли его сыновья Явнут и Ольгерд, а в конце века (1382 год) – литовский князь, внук Гедимина Ягайло.

Год 1399 явился переломным для Ошмян, они получили статус городского поселения от князя Витовта. Нынешний центр города в начале XVI века назывался Новые Ошмяны, и именно там велось активное строительство.

На месте, которое сегодня занимает православная церковь, с XVII века находился доминиканский монастырь и костел, ликвидированные в 1850 году.

В XVII – XVIII вв. в Беларуси усилилась деятельность католических монашеских орденов – францисканцев, доминиканцев, базилиан, бернардинцев, бенедиктинцев и др.

Монахи католических орденов не замыкались в своих монастырях, а проникали в общественную жизнь, шли в массы беднейшего населения, призывали народ верой и правдой служить Папе Римскому и католической церкви. Как правило, с этой целью при монастырях открывались школы для детей местного населения, монахи ухаживали за больными и проводили другие формы миссионерской деятельности, использовали для своей работы язык той местности, где обосновывались.

Доминиканцы – монахи католического ордена, созданного в начале XIII века, впоследствии названного в честь святого Доминика, который основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав этого ордена.

Главным направлением ордена являлась миссионерская деятельность. Монахи одевались в белую сутану с белым капюшоном, на улице набрасывали сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена представлял образ собаки, которая несет факел (отсюда еще одно объяснение названия ордена – Господни собаки). Во главе ордена стоял генерал (генеральный магистр), резиденция которого находилась в Риме.

В 1667 году по ходатайству Ошмянского земского писаря Андрея Почобута и его жены Дороты в Новые Ошмяны были приглашены монахи ордена доминиканцев (событие упоминается в инвентаре города 1668 года). Последние построили в местечке деревянный храм Святой Троицы и жилые помещения монастыря. Этому монастырю принадлежали земли в самих Ошмянах, а также три фольварка в уезде. При костеле доминиканцев была собрана замечательная библиотека.

В 1797 году старый ветхий костел сгорел. Монахи-доминиканцы построили новый, также деревянный, на каменном фундаменте «со склепом мурованым». В 1850 году монастырь доминиканцев пришел в упадок и был упразднен по приказу императора «Об упразднении заштатных монастырей». Последним приором этого монастыря значился Петр Ожеховский. В 1872 году здание костела Святой Троицы перенесли на католическое кладбище, где оно стало выполнять роль часовни (каплицы).

В архивных документах, собранных в Ошмянском краеведческом музее, содержатся сведения о том, что имели место разногласия между католической церковью и монашествующими орденами. В Ошмянах не могли найти общий язык доминиканцы с прихожанами фарного (приходского) костела. Как только начинались проповеди в костеле, над городом раздавался колокольный звон доминиканцев, он не только мешал молитвам, но и призывал паству в соседний костел. Жалоба на эти и другие козни доминиканцев поступала от ошмянского пробоща в 1784 году в адрес визитатора Ошмянского деканата. Правда, стычки местного характера не угрожали устоям существующего тогда строя.

С 1840-х годов в Ошмянах действовала небольшая церковь Во имя праздника Богоявления Господня, которая располагалась на улице Поперечной (ныне улица Комсомольская).

Ввиду ее малой вместительности и удаленности от центра, настоятелями храма постоянно поднимался вопрос о постройке новой большой каменной церкви в лучшей части города.

Настоятель храма протоиерей Даниил Петровский ходатайствовал перед местными властями об отведении плаца под строительство бывшего доминиканского костела и монастыря, хотя местные торговцы-евреи также стали ходатайствовать о том, чтобы это место передали им под рынок. Узнав об этом, Даниил Петровский возмутился, заявив, что негоже святое место отдавать под торговлю.

Основным доводом о необходимости строительства каменной церкви было утверждение настоятеля о том, «…что деревянная Богоявленская церковь ветхая, требует частых ремонтов, поэтому дешевле построить каменную, чем тратить деньги на исправление старой, деревянной…» (фонд Ошмянского краеведческого музея).

14 октября - 3

7 марта 1873 года от Виленского генерал-губернатора было получено разрешение на постройку каменной церкви в центре города. В сентябре этого же года начались строительные работы, настоятель Даниил Петровский являлся членом Ошмянского церковно-строительного комитета. Храм строился с большими препятствиями и трудностями на протяжении долгих 10 лет. Он был построен из кирпича в виде креста. 6 августа 1883 года строительство церкви было завершено, в сентябре святыню освещал Архиепископ Литовский и Виленский Александр во имя Воскрешения Христова. Возглавлял строительство архитектор А. Полозов, возможно, он был и автором проекта церкви.

14 октября - 2

В 1964 году церковь была закрыта, церковное имущество разграблено, купола снесены, часть колокольни и ограда разрушены, повреждена крыша, здание было превращено в склад.

Церковь2

В историко-архивных материалах 1987 года читаем: «Наиболее целесообразным нам (местным властям Ошмянского района – И.Б.) представляется приспособление здания церкви под экспозиционно-выставочный зал Ошмянского краеведческого музея имени Ф.К. Богушевича». Однако этого не случилось, и в 1993 году храм вновь был возвращен прихожанам.

IMG_5133

Сегодня Свято-Воскресенская церковь — это памятник архитектуры псевдорусского стиля, который приобрел свое первоначальное значение. Здание храма органично вписывается в исторический центр города и дает возможность сохранить целый фрагмент городской застройки конца XIX – начала XX вв.

Ирина БУСЛОВИЧ, научный сотрудник Ошмянского краеведческого музея.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *