Республиканский педсовет: настоящее и будущее белорусского образования

События

Президент Беларуси Александр Лукашенко 24 августа принял участие в пленарном заседании Республиканского педагогического совета.

218778-20

В состав президиума совета вошли министр образования Игорь Карпенко, ректор Белорусского государственного экономического университета, председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Владимир Шимов, учитель физики Могилевского государственного областного лицея №1, народный учитель Беларуси Валерий Барашков, мастер производственного обучения Минского государственного профессионально-технического колледжа швейного производства, победитель открытого чемпионата WorldSkills стран СНГ 2015 года Ольга Закревская.

Мероприятие прошло в максимально открытом и дискуссионном ключе. На него приглашены более 800 человек, в числе которых не только высшие должностные лица, руководители органов госуправления, местной вертикали власти, депутаты, но, прежде всего, работники учреждений образования из всех областей страны и города Минска. В формате открытого микрофона они делились мнениями и опытом по тем или иным вопросам.

На пленарном заседании Республиканского педсовета подробно обсуждались происходящие трансформации и тенденции образовательных процессов, пути их адаптации к требованиям времени и с учетом передового национального и зарубежного опыта, дана оценка итогам развития в Беларуси всех звеньев системы образования, намечены перспективы их совершенствования. В центре внимания также роль педагога, принципы и подходы к воспитанию подрастающего поколения.

Для участников республиканского педагогического совета организована выставка творческих достижений педагогов, учебной и учебно-методической литературы, новых технологий в образовании. Одна из новинок — так называемый умный школьный автобус, который с помощью специального программно-аппаратного комплекса позволяет дополнительно обеспечить безопасность учащихся.

Лукашенко назвал главные принципы развития сферы образования

Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на пленарном заседании Республиканского педагогического совета.

218778-33

«Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, — сказал Александр Лукашенко. — Главное — мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере».

Все возможности для эффективной реализации задуманного есть, подчеркнул Президент. «Создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания. Здесь работает достаточно квалифицированных кадров. На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования», — отметил глава государства.

Лукашенко выступает за совершенствование системы образования, а не ее ломку

«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования, — сказал Александр Лукашенко. — Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, надо решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование — настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится».

218778-38

Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны, особенно похожие на Беларусь, решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое в силу многих причин они так и не создали. «Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли», — отметил он.

Лукашенко: главная задача учителя — обучение и воспитание детей, а не бумаготворчество

«Решены ли все вопросы, которые мешали педагогу вкладывать душу в своих воспитанников? Раньше было много нареканий на высокую загруженность учителей несвойственными функциями. В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя — учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством», — заявил Александр Лукашенко.

Президент предупредил министра образования, губернаторов, председателей рай- и горисполкомов: в школы должны поступать документы, касающиеся только образования и воспитания. «Давайте окончательно поставим точку в этом вопросе. Я намекаю на то, что тот хлам, который раньше шел в школы, разные отписки, это никому не надо. Дело даже не в излишней нагрузке для учителя. Дело в унижении самого учителя, которому приходится делать ненужные вещи. Если бы это нужно было, другой вопрос. Но человеку делать ненужную работу — это унижение, это жуткая нагрузка, это то, чего мы допустить ни в коем случае не можем», — подчеркнул глава государства.

Лукашенко: неприемлем подход, когда учат пользоваться лишь готовым набором знаний

«Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем», — подчеркнул Александр Лукашенко.

218778-53

Президент добавил, что сегодня сфера образования и, соответственно, роль педагога кардинально изменились.

«В современной информационной среде растет так называемое поколение Сети. Для молодых людей интернет — это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Абсолютно согласен: эти устройства нужны, интересны, полезны. Но еще важнее научить людей думать», — убежден глава государства.

Лукашенко: в обычной деревенской школе можно получить хорошие знания, все зависит от учителя

Глава государства отметил, что его младший сын учится в обычной деревенской школе, где специально для него не создавались какие-то особые условия. «Считаю, что он получает нормальные знания», — сказал Александр Лукашенко.

Аналогичного мнения Президент и по вопросу вузовского образования, его качества и востребованности в регионах и столице. «Никакого регионализма и ведущих вузов столичных быть не должно, — подчеркнул глава государства. — Не надо делить вузы на главные и второстепенные. Ко всем требования одни».

Лукашенко: детям нужно прививать гордость за Беларусь

«С детского сада, с первого класса школы детям нужно прививать гордость за свою страну. В этом должны участвовать все — и власть, и школа, и семья. Крайне важно воспитать личность нравственную, научить молодежь отличать правду ото лжи. Наша задача — дать поколению такие ориентиры, которые помогут каждому стать настоящим патриотом и гражданином. Беларусь сегодня — мир и спокойствие. Нужно детей научить ценить это», — сказал Александр Лукашенко.

218778-39

Президент подчеркнул: «Надо, чтобы белорусы наши люди, молодежь ценили мир, безопасность и спокойную жизнь, живя в Беларуси, а не только когда они побывают, допустим, в Украине. Возвращаясь оттуда, они говорят: «Спасибо, что у нас такая жизнь». Надо, чтобы он, не выезжая никуда, проживая здесь, мог это ценить. И видеть недостатки в том числе».

По словам Александра Лукашенко, каждый урок либо дополнительное занятие должны иметь конкретное воспитательное и идеологическое наполнение. И не только в школе, но и в театре, музее, на спортивных площадках и стадионах. «Это не моя выдумка. Возьмите американцев. Для них Америка, гимн — это все!», — констатировал Президент.

«Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы. Мы с вами хорошо понимаем ее ценность. Мной неоднократно давались поручения: наполнить шестой школьный день, усилить работу с семьей, приобщить детей к труду, активнее вовлекать их в занятия спортом. Сегодня, к сожалению, хвастаться нечем. Но на эту тему, я сказал уже это министру, разговоров больше не будет. Шестой день в неделю — не выходной. Это, если хотите, скажу вам как учитель, — чтобы ученика наклонить к жизни, сделать его здоровым человеком», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства посетовал на недостаток часов трудового обучения. «Я уже говорил, что нынешний молодой человек, подросток не понимает, что такое электрическая розетка, электрическая лампочка. Девочка-подросток не умеет пуговицу пришить. А ведь в наше время этому учили. Почему вы сейчас не учите этому детей?», — задал вопрос Президент.

Отдельно Александр Лукашенко остановился на физической форме учеников. «Нам скоро некого в армию будет призывать по состоянию здоровья. Или дистрофики, или весом больше, чем я. В 17-18 лет — это ненормально. Поэтому начинайте в этом плане работать», — поручил глава государства, обращаясь к участникам педсовета.

Новые учебники по всем предметам будут подготовлены к 1 сентября 2019 года — Лукашенко

«Основа школьного обучения — хороший учебник. Это то, что во многом определяет качество знаний учащихся. Напоминаю, главное требование — содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине. К 1 сентября 2019 года мы будем иметь новые учебники. Не значит, что они будут идеальными, и, может быть, не будут соответствовать уровню требований в 2019 году. Учебники — это постоянное творчество. Мы постоянно будем что-то дополнять, менять», — сказал Александр Лукашенко.

Президент остановился на необходимости разработки и внедрения в практику уникальных авторских методик обучения и воспитания. «Почему мы не слышим о современных учителях-новаторах? Где отечественные Макаренко, Сухомлинские, Шаталовы? Это упрек и вам, и властям тоже — тем, кто занимается образованием», — заметил глава государства. По его мнению, авторские методики обучения и воспитания даже более важны, чем докторские диссертации, потому что они основаны на жизненных реалиях, на взаимоотношениях учителя и ученика.

«По моему требованию к написанию учебников кроме академиков, крупных ученых мы привлекли учителей-новаторов. Эффект потрясающий. А они ведь создавали учебники на основании преподавания этих предметов в школе. Как только это стало востребовано, они откликнулись и за короткий промежуток времени усовершенствовали многие учебники», — рассказал Президент.

Отдельно Александр Лукашенко высказался относительно подготовки к поступлению в вуз, репетиторства. «Дошло до того, что услугами репетитора пользуются даже в начальной школе, не говоря о подготовке к поступлению в вузы. А если и появляются новые методики, то они ориентированы на финальную подготовку выпускников, или, как говорят в народе, на натаскивание школьников к сдаче централизованного тестирования», — отметил Президент.

«Многие меня за это критиковали, когда я говорил, что школьная программа должна быть школьной, не вузовской. Должна быть возможность ее освоения без всякого натаскивания. Централизованные тесты должны соответствовать школьной программе, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Немало сделано к этому году. К будущему году, к 1 сентября 2018 года, все тесты будут доработаны и приведены в соответствие со школьной программой. Этот процесс должен быть закончен с учетом опыта поступления в вузы в этом году».

Задания ЦТ должны полностью соответствовать школьной программе — Лукашенко

«Обращаю внимание Минобразования, что к вступительной кампании 2018 года задания централизованного тестирования по всем предметам должны быть скорректированы и полностью соответствовать школьной программе», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства констатировал, что в старших классах школы введено профильное обучение. Оно призвано решить проблему мотивированного выбора выпускниками будущей профессии. «Однако назрела необходимость рассмотреть вопрос об изменении подходов к итоговой аттестации и контролю текущей успеваемости школьников, что обеспечит объективность и независимость оценки знаний учащихся», — отметил Президент.

Лукашенко критикует правительство за неоптимизированную структуру профобразования

«Считаю, что правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики. Не выстроена соответствующим образом и профориентационная работа с молодежью. Повторяю, основная задача профессионального образования — формирование кадрового потенциала работников для экономики страны», — сказал Александр Лукашенко.

При этом Президент подчеркнул, что Беларусь всегда гордилась системой профессиональной подготовки молодежи. «Я ею горжусь и сейчас. На одном из заседаний глав государств СНГ подняли вопросы профтехобразования с констатацией удручающих фактов. Некоторые обратились к России — помогите подготовить по рабочим специальностям в профтехучилищах. На что Путин сказал, что, к сожалению, мы разрушили профтехобразование, — заявил Президент. — И только в Беларуси сохранились все профтехучилища, которые были созданы. Много не хватает, но они есть. Мы до сих пор оказываем помощь в подготовке людей рабочих специальностей другим государствам, в том числе России. Это величайшее достижение, что мы эту систему сохранили».

Президент: корректировать правила приема в вузы и информировать об изменениях нужно заблаговременно

«Требует дальнейшего совершенствования система поступления в вузы. Она должна предоставить абитуриенту возможность продемонстрировать не только определенный набор знаний по предмету, но и способность логически рассуждать, делать выводы и творчески мыслить. Предупреждаю, что корректировка правил приема и информирование общественности об изменениях должны происходить заблаговременно», — сказал Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что надо менять подходы к подготовке будущих преподавателей непосредственно в вузах. Основой должна стать практическая педагогика и психология.

Также глава государства обратил внимание на необходимость придания нового импульса системе повышения квалификации педагогических кадров. «Она должна быть более гибкой, способной оперативно реагировать на запросы с учетом новейших достижений науки и практики», — добавил он.

Лукашенко не исключает определения базового профиля для каждого вуза

«Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для того или иного вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля — юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза», — сказал Александр Лукашенко.

Также глава государства констатировал, что нужен анализ оптимального количества учреждений высшего образования с учетом демографических процессов и прогнозов прироста населения.

«Не надо закрывать глаза и на проблему естественного старения профессорско-преподавательского состава. Считаю, что каждый вуз должен самостоятельно решать вопрос обновления кадров, отбирая лучших студентов, готовя их к защите кандидатских и докторских диссертаций», — отметил Президент.

По его мнению, назрела потребность пересмотреть критерии к определению вузов вообще и ведущего вуза в частности.

«В университетах должны быть созданы необходимые условия для вывода на рынок научных разработок и обязательной их интеграции в образовательный процесс. Уверен, что комплексное решение этих вопросов будет способствовать формированию высокотехнологичного сегмента нашей экономики», — заявил Президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что настало время заняться высшими учебными заведениями. «Мы этим вопросом займемся немедленно. У нас неплохие учебные заведения, их достаточно», — сказал он. При этом проблемы должны решаться не наскоком. «Мы всегда должны помнить, что будем иметь дело с самой элитной частью нашего общества. Обидеть их — себе дороже. Поэтому аккуратно, принципиально надо решить эти вопросы. К 1 сентября 2019 года в основном они должны быть решены», — поручил глава государства.

Лукашенко сомневается в необходимости возвращения к пятибалльной системе оценок

«Решение надо принимать тогда, когда оно назрело. Вот оно вопиет, говоря словами поэта. Вот проблема кричащая. Да, я слышу в средствах массовой информации, вижу, читаю, отслеживаю процесс. Но этот вопрос не имеет критической массы, он не назрел для того, чтобы здесь принимать какие-то решения», — сказал Александр Лукашенко.

Президент отметил, что к системе оценок относятся по-разному: старшее поколение привыкло к пятибалльной, и теперь ему приходится переводить оценки на старый лад, а молодежь уже давно обучается по десятибалльной, и для нее здесь нет проблем. «Много родителей за десятибалльную систему: привыкли, им нормально, некоторые особо и не вникают в это. Но большинство, я так чувствую, все-таки склоны к пятибалльной: было проще. Но дело же не в простоте, а в эффективности той или иной системы. Поэтому я считаю, что вопрос о возвращении к пятибалльной системе или вопрос оставления десятибалльной системы несколько преувеличен в данном случае и не имеет критической массы, чтобы было нужно принимать решение. Поживем — увидим. Думаю, это не очень влияет на стремление наших детишек иметь хорошие знания», — подчеркнул глава государства.

Президент: нужно делать все, чтобы молодые специалисты хотели оставаться в дошкольном образовании

«Сегодня нам предстоит решить еще одну задачу — укомплектовать детские сады квалифицированными специалистами. Направляя молодых специалистов, нужно сделать все, чтобы, отработав по распределению, они захотели там остаться. Также необходимо совершенствовать программы и методики работы с воспитанниками детских садов», — сказал Александр Лукашенко.

Президент предупредил правительство и местные органы власти, что к концу 2020 года эти и другие вопросы дошкольного образования должны быть решены полностью.

Вместе с тем глава государства обратил внимание: для того, чтобы дошкольное образование было качественным и доступным, за последние годы в Беларуси сделано немало. По этому показателю республика является лидером в регионе.

Лукашенко требует дифференцировать оплату труда в образовании

«Я вам откровенно скажу: учитель учителю рознь. Вы это знаете не хуже меня. Тогда почему мы создали уравниловку и учителя у нас заработную плату практически все получают одинаковую?» — задался вопросом Александр Лукашенко.

Глава государства напомнил, что в системе здравоохранения Беларуси удалось создать дифференцированную систему оплаты труда, при которой зарплата медицинского персонала напрямую зависит от его квалификации и работоспособности. «Мы установили определенную планку. Прыгаешь выше нее — получаешь», — констатировал Президент.

При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что нельзя допустить значительной разницы в зарплате у учителя со стажем и молодого специалиста при условии, что выпускник вуза обладает всеми необходимыми компетенциями. «Если молодой человек, придя из вуза, преподает не хуже, чем отстоявший 25 лет у станка учитель-преподаватель, почему мы ему платим копейки? Нужно определить критерии, по которым мы должны платить зарплату учителю-новатору, преподавателю — грамотному, толковому, современному, который овладел всем необходимым для преподавания», — подытожил Президент.

Лукашенко поручил в будущем году решить вопрос с размером зарплат учителей

«Мы не педалировали этот вопрос, но министра образования и вице-премьера на последнем докладе я четко предупредил: проблема жалоб учителя (я не говорю о размерах зарплаты) на низкую заработную плату в будущем году должна быть снята», — сказал Александр Лукашенко.

Президент обратил внимание, что учитель и врач — идеологическая, моральная основа белорусского общества. «Основу молодежных организаций, профсоюзов, общественных организаций, которые сегодня существуют, составляют учителя, врачи. Особенно местную интеллигенцию, которая работает с народом. Когда нам надо что-то донести до народа, мы это делаем через вас. Вы главная опора в государстве», — обратился он к педагогам.

По словам главы государства, особенно этот вопрос касается работников учреждений дошкольного образования, ведь каждый понимает, что такое быть воспитателем в детском саду. «Катастрофически несправедливо мы относимся к тем, кто работает, прежде всего, в яслях и детских садах. Любыми способами и любыми путями нам надо почти удваивать в будущем году их доходы», — поставил задачу Президент.

Карпенко: в Беларуси созданы все условия для перехода на всеобщее среднее образование

Об этом заявил на пленарном заседании Республиканского педагогического совета министр образования Игорь Карпенко.

218778-28

Министр убежден, что «в стране созданы все условия для перехода на обязательное общее среднее образование». «Есть государственный запрос на образованного, высококвалифицированного специалиста. В Кодексе об образовании заложен законодательный коридор для такой новации», — отметил Игорь Карпенко.

К такому переходу готово и белорусское общество — общее среднее образование в стране сегодня получают почти 100% выпускников. Условия для перехода создают система всеобуча, экстерната, возможность получить общее среднее в вечерних классах и учреждениях профессионально-технического образования. «Это качественно новый этап в развитии системы, направленный на повышение образовательного уровня граждан. Это позитивно повлияет и на развитие человеческого потенциала, и на международный имидж Беларуси», — сказал министр.

Переход на всеобщее среднее образование обсуждается сегодня на Республиканском педагогическом форуме. Участники форума в целом позитивно относятся к этому пункту концептуальных подходов к развитию системы образования на краткосрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2030-го) периоды. Они были разработаны с учетом поручений Президента, предложений, которые поступили в ходе общественного обсуждения новой редакции Кодекса об образовании.

Учителей в Беларуси могут обязать информировать нанимателей о занятии репетиторством

По словам министра, выборочный анализ ситуации показал, что преподаватели, которые были задействованы в приемных кампаниях в вузы, вступительных испытаниях в гимназии, одновременно являлись и репетиторами. «А это ли не завуалированная форма коррупции? – задался вопросом Игорь Карпенко. — Для исключения возможных конфликтов интересов и коррупционных рисков в учреждениях образования министерство предлагает внести в контракты норму о том, что педагог обязан информировать нанимателя об осуществлении им деятельности в качестве репетитора».

«Учитель, который не стремится эффективно использовать каждую минуту урока, чтобы учить и воспитывать ребенка, скорее всего заинтересован в том, чтобы предложить не поддерживающие занятия, а услуги репетитора», — считает министр.

Выпускные экзамены в школах предлагается заменить комплексным общеобразовательным тестом

Министр считает, что такая необходимость продиктована временем. «Современной формой, позволяющей объективно оценить уровень знаний выпускника, может выступить комплексный общеобразовательный тест», — отметил Игорь Карпенко.

Он обратил внимание, что на практике фиксируются несоответствия между средним баллом аттестата и результатом ЦТ. Министр считает, что отчасти из-за этого возникла дискуссия по поводу возможности возврата к пятибалльной системе оценки знаний, которую 15 лет назад сменила десятибалльная. «Нам надо глубоко и детально проанализировать преимущества и недостатки каждой из них», — сказал он.

В Беларуси предлагается проводить независимую аттестацию выпускников базовой школы

На пленарном заседании педсовета обсуждаются концептуальные подходы к развитию системы образования на краткосрочный до 2020 года и долгосрочный (до 2030-го) периоды. В них предлагается проводить независимую аттестацию выпускников базовой школы. «Полученные отметки должны дать объективный ответ, какую траекторию дальнейшего обучения следует выбирать ученику», — пояснил Игорь Карпенко.

Он проинформировал, что центром, обеспечивающим формирование в стране системы независимой оценки качества образования, должно стать агентство по контролю в сфере образования. Оно будет создано путем объединения подчиненных Министерству образования структур.

В системе профобразования Беларуси предлагается сохранить один вид учреждений — колледжи

Нынешнюю структуру системы образования в стране планируется упорядочить. Так, на уровне профессионального образования предлагается сохранить один вид учреждения — колледж. Он будет реализовывать образовательные программы общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, пояснил министр.

На уровне высшего образования оптимальным министерству видится подход, при котором на первой ступени (бакалавриат) обеспечивается подготовка специалистов с присвоением квалификации, на второй (магистратура) — углубленная подготовка, которая позволит подготовить профессионалов, способных решать задачи проектирования, конструирования и управления. «Это позволит магистрам занимать должности научных сотрудников», — добавил Игорь Карпенко.

По наиболее сложным наукоемким специальностям, таким как медицина, ядерная энергетика, подготовка будет вестись по непрерывным образовательным программам с 5-6-летним сроком обучения.

Минобразования предлагает провести оптимизацию сети вузов в Беларуси

Сейчас в стране 28 вузов готовят специалистов экономического профиля, 17 — юридического. «Поэтому необходимо провести оптимизацию сети учреждений высшего образования с учетом их профиля, кадрового потенциала и материально-технической базы», — сказал министр.

При этом будет продолжена работа по профилизации специальностей. Прежде всего речь идет о том, чтобы исключить дублирование подготовки по одним и тем же специальностям на уровне среднего специального и высшего образования. Положительный пример есть в системе здравоохранения: выпускники медколледжей и медицинских вузов по своим квалификационным характеристикам не дублируют, а дополняют друг друга. Параллельно в Беларуси разрабатываются новые подходы к формированию прогноза подготовки кадров под потребности экономики и социальной сферы.

Что касается подготовки научных кадров, то здесь предлагается закрепить введение аспирантуры на уровне научно ориентированного образования со сдачей кандидатских экзаменов. Набор в докторантуру будет проводиться исключительно по целевому принципу на грантовой основе.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *