Францисканцы в старых Ошмянах

Культура

Наверняка каждый  житель  Ошмян, даже поверхностно знающий историю родного края, хотя бы раз слышал, что в былые времена на территории нашего города  действовал костел и монастырь  францисканцев.

Предлагаем прикоснуться к истории этих культовых учреждений  и познакомиться с деятельностью ордена на Ошмянской земле.

Францисканцы — монахи одного из католических  нищенствующих орденов, названного именем его основателя Франциска Ассизского.

Св. Франциск Родился он в 1182 году  в Ассизи (Италия) и был сыном  богатого купца Петра Бернардоне. Сначала юноша готовился к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к Франциску  примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, юноша начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве (1209 г.). Таково было скромное происхождение ордена францисканцев.

Загадочность личности  Франциска привлекала к нему сердца людей.  Многие хотели подражать ему. Первая община учеников  вовсе не имела монашеского характера:  это было соединение людей, проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами. Они занимались проповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребывания и собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданы были общие и местные капитулы (собрания), должности генерального и провинциальных министров ордена.

Монахи францисканского ордена принимали самое активное участие в общественной жизни: они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения Папы Римского. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями.

Славы и расцвета орден францисканцев достиг в XVIII столетии. В это время он был представлен 25000 монахов, служившими в 1700 монастырях.

Сегодня монашествующих последователей Св. Франциска в мире около 30000. Францисканцы имеют свои издательства, контролируют несколько высших учебных заведений и колледжей.

Монахов-францисканцев можно узнать по одежде, состоящей из темно-коричневой шерстяной рясы, подпоясанной веревкой с тремя узелками, к которой привязаны четки, круглого клобука (шапки) и сандалий, обутых на босую ногу.

Среди выдающихся последователей францисканцев можно назвать  английского философа Роберта Бэкона, итальянского поэта Франческо Петрарку,  создателя пороха Бертольда Шварца, венгерского композитора Ференца Листа, композитора и скрипача Антонио Вивальди.

Францисканский костел. Конец 19 в.
Францисканский костел. Конец 19 в.

Известно, что на территории ВКЛ францисканцы начали свою миссионерскую деятельность при великом князе Гедимине. При нем францисканцы основали свои костелы в Вильно и Новогрудке. Первый монастырь ордена был построен в Вильно в середине 14 века. По сведениям белорусского историка религии Людмилы Корниловой,  в  это же время конвенты (союзы) францисканцев были созданы в Ошмянах и в Лиде.

В начале XVI века, разделеный рекой,  город Ошмяны состоял из двух частей: левобережной (Новые Ошмяны)  и правобережной (Старые Ошмяны). Старая часть города в это время была передана францисканцам. Польская исследовательница Камилла Кантека предполагает, «что монастырь ордена францисканцев находился не в самих Ошмянах, а в окрестностях города». Монахи надолго обосновались в Старых Ошмянах, которые теперь, благодаря им, приобрели название «Франтишканы».

По исследованиям польских историков М. Балинского и Т. Липинского, орден стал действовать здесь в начале XV века по приглашению великого князя литовского Витовта.

Другие источники относят появление францисканцев в нашем городе к 1505 году, когда великий князь литовский и польский король Александр Ягеллончик заложил фундамент костела с монастырем для представителей этого католического ордена и подарил им во владение земли в Ошмянах.

В источниках XVII-XVIII веков местом нахождения костела францисканцев называется «Старая Ашмяна», где  монахи-францисканцы  возвели монастырь и костел. Костел был освящен  под титулом Успения Найсвятейшей  Девы Марии. Монастырь был рассчитан на 5 монахов.

Культовое сооружение сильно пострадало летом 1659 года во время русско-польской войны. В 1805 году костел был отстроен монахами-францисканцами  и представлял собой уже каменно-деревянное сооружение. Хотя подавляющее число исследователей считают, что первоначально костел и монастырь были деревянными, и только  в начале XIX столетия вместо деревянного был возведен каменный храм.

В 1812 году храм в очередной раз пострадал от французов. Через десять лет на этом месте вознесся новый костел, построенный в стиле классицизма. Монахи выстроили его из кирпича. Отштукатурен был только главный фасад. К северному фасаду был, возможно, пристроен монастырский корпус (поэтому здесь и не было окон). Перекрывали святыню цилиндрические своды, над входом находились хоры на 2-х опорах. Вероятней всего, костел был безбашенным, и только в алтарной части возвышалась небольшая башенка (сигнатурка). Слева перед костелом была возведена каменная колокольня.

По некоторым сведениям, монастырь был закрыт после восстания 1863-1864 гг., а в скором времени, потеряв свое прямое назначение, превращен в склад. Безусловно, такие перемены не могли не сказаться на сохранности памятника: до наших дней сохранились лишь руины францисканского  костела, которые находятся почти в центре бывших Старых Ошмян.  Монастырь же был полностью разрушен.

old_kostel1652_d278Современные исследователи и архитекторы  считают, что руины  храма содержат разновременные признаки готики и классики. Результаты визуальных исследований руин говорят о том, что восточная часть стен была возведена в начале XIX века в  готическом стиле, на профессиональном уровне, с большой художественной выразительностью.

Величественные руины старинного францисканского костела сегодня находятся в полном запустении и в состоянии заметной деградации. Внутренний вид храма — это высокие стены и пустота внутри, типичные оконные проемы для зданий церковного типа.

Несмотря на богатую историю и отличительную архитектуру, костел францисканцев в Ошмянах сегодня даже не является памятником архитектуры, однако  горожане почитают это место и считают его  святым!

IMG_74692

Каждый год, в Вербное Воскресение прихожане-католики как бы проходят символический путь Иисуса, неся очередной деревянный крест на «Ошмянскую Голгофу».

А одна из старых улиц нашего города, ведущая к храму,  в 1992 году вернула свое историческое название, вместо «Октябрьской» вновь стала именоваться «Франтишканской».

Ирина БУСЛОВИЧ,

научный сотрудник Ошмянского краеведческого музея имени Ф.К. Богушевича.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *