Театр, как известно, начинается с вешалки. А с чего начинается завод? Не ошибусь, если скажу, что филиал ОАО «Дрожжевой комбинат» Ошмянский дрожжевой завод начинается с лестницы. Обычной, с виду непрезентабельной лестницы, которая, впрочем, является самой главной достопримечательностью самого старейшего предприятия Ошмянщины, которое в эти дни празднует 135-й день рождения.
Именно эта лестница с коваными орнаментами ступеней и массивными металлическими перилами — основной раритет дрожжевого, сохранившийся с первого дня работы завода. А само современное здание построено на фундаменте старого завода и старых традиций качества.
А начиналась история предприятия в 1881 году, когда купец 2 гильдии Лейба Стругач, получив надел земли на берегу Ошмянки, построил здесь винокуренный завод с дрожжевым производством. В начале прошлого века этот завод был одним из самых успешных бизнес-проектов и приносил своему хозяину стабильный доход, позволивший Стругачу разбогатеть и войти в тридцатку самых богатых людей Западного края Российской империи.
Сегодня предприятие называется филиал ОАО «Дрожжевой комбинат» Ошмянский дрожжевой завод.
Директор филиала Михаил Станиславович Яжевич озвучил интересные факты из 135-летней биографии завода:
— К 1915 году ошмянское предприятие Лейбы Стругача приносило хозяину немалый доход. Во время Первой мировой войны немцы разграбили завод, разрушили многие помещения, и в 1919 году сыновьям Стругача пришлось заново восстанавливать предприятие. К 1927 году винокуренный завод в Ошмянах снова прочно занял позиции в тройке важнейших предприятий Восточной Польши. В 1939 году предприятие национализировали, а в годы Второй мировой оно вновь пострадало, но после войны снова возродилось к жизни.
Основная продукция предприятия — прессованные хлебопекарные дрожжи, расфасованные по килограмму, их покупают хлебозаводы Гродненщины и близлежащих районов Минской и Витебской областей. Прессованные дрожжи, расфасованные по 100 грамм, а также сушеные, в мелкой расфасовке, идут в торговую сеть. Кормовые дрожжи востребованы у аграриев области.
— Дрожжи — это живые организмы, — рассказывает Михаил Станиславович Яжевич. — Как и любые микроорганизмы, они очень чувствительны к внешним воздействиям. Для них губительна как высокая, так и низкая температуры.
Сегодня в заводских цехах производственные мощности остановлены, идет заготовка сырья. Основное сырье для производства дрожжей — отходы сахарного производства, меласса, она поступает на завод со Скидельского и Слуцкого сахарных комбинатов. Период ее заготовки недолог — 1-2 месяца. За это время надо успеть создать запасы мелассы на целый год работы дрожзавода.
Начальник лаборатории Ирена Михайловна Пекарская и весь коллектив лаборатории четко отслеживает качество мелассы и остальных компонентов, необходимых для производства дрожжей. Как и любым живым организмам, дрожжам нужны воздух, вода, оптимальная температура для роста, а кроме сахарного, им нужно солевое питание. Только при соблюдении всех условий продукция получается качественная. А чтобы из основы — музейного штамма высокоактивных и высокопродуктивных дрожжей — получить конечную продукцию, нужно 7-8 дней и точное соблюдение технологии.
— У нас работают целыми семьями, — рассказывает директор. — Более 20 процентов работников трудятся на производстве более 20 лет, а у многих ветеранов наш дрожжевой — первое и единственное место работы. У супругов Балунда — инженера микробиолога Елены Анатольевны и водителя Михаила Викентьевича общий стаж работы на заводе 66 лет. И таких у нас немало.
У начальника производства и председателя профкома Елены Балундо стаж работы на предприятии — тридцать пять лет.
— Только первые сто лет завод жил без меня, — шутит Елена Ивановна. — Приехала молодым специалистом по распределению, да и осталась на всю жизнь.
На правах ветерана предприятия Елена Ивановна проводит для нас экскурсию по заводу. И начинает ее с той самой лестницы, с которой все начиналось.
Но это — вчерашний день и история предприятия. А сегодня филиал живет перспективой, о которой рассказал руководитель:
— Первостепенная задача — модернизация. За последние годы на эти цели затрачено 2,5 миллиарда неденоминированных рублей. Закуплено новое оборудование, но основные фонды все еще нуждаются в обновлении. Используем собственные средства, планируем привлечь инвесторов. Интерес к нашему производству потенциальные инвесторы проявляют, надеемся, что за ним последуют реальные вложения. Одна из целей — выйти со своей продукцией на рынки Евросоюза. Мощности предприятия позволяют, да и логистика благоприятная. Но для этого надо сделать наши дрожжи конкурентоспособными по цене.
Александр Наумчик.
На СНИМКАХ: директор филиала Михаил Яжевич, начальник производства Елена Балундо, начальник лаборатории Ирена Пекарская.
Фото автора.