“Ашмянскія замалёўкі. З запаснікаў памяці Пятра Шаколы”

Культура Праекты

Внимательно прочитал воспоминания Любови Петровой «Город детства» («Ашмянскі веснік” № 64 от 24.08.2016 г.). Считаю необходимостью дополнить ее публикацию несколькими своими уточнениями.

Пожар в костеле в 50-е годы случился из-за неосторожного обращения подростков с огнем: от случайно оброненного окурка (или спички) льноволокно быстро вспыхнуло, ребята пытались погасить возгорание, но не сумели, огонь заставил их убежать. Пожар вначале был визуально большой: языки пламени, искры вырывались из окон и из проломов крыши. Людям было действительно страшно. Но пожарная часть находилась совсем рядом, поэтому пожарные сработали оперативно и быстро сбили сильный огонь, а затем достаточно долго проливали водой тлеющую паклю, чем спасли значительную часть наваленного под самый потолок льноволокна. Потом этот обгоревший и мокрый лен еще несколько дней вывозили из костела. Внутренность здания не выгорела полностью. После пожара храм долго пустовал, двери не запирались, и люди потихоньку присваивали и выносили целиком либо по частям нетронутое огнем и слегка подгоревшее имущество: орган, скамейки, точеные деревянные детали алтаря, перил, лестниц и т.п.

Что касается «Дома пани Плевговой». Так люди называли трехэтажное каменное здание (с арочным проездом в середине 1 этажа) по фамилии собственницы дома и располагавшихся в нем торговых лавок в довоенный период Ошмян. С середины сороковых и по 1960 год здесь размещалась школа медицинских сестер, потом преобразованная в медучилище (директор А.Н.Рапопорт). В последующие годы на втором этаже находилась районная информационно-вычислителная станция (РИВС), а на третьем – стоматологический кабинет. На первом этаже в левом и правом от арки помещениях во все времена работали магазины различной специализации (мясной, вино-водочный, книжный и т.д.). Здание снесено во второй половине 1970 годов, в связи с началом строительства Дома Советов. Трехэтажный каменный дом пани Плевговой располагался через улицу ровно напротив нынешнего универмага.

С 1947 по 1966 год за домом Плевговой была огороженная территория маслозавода. На заводе действительно использовали много льда в процессе хранения продукции. Заготовленные зимой вручную на речке ледяные глыбы аккуратно укладывали слоями на большой заглубленной в землю на 1,5- 2 м площадке-ледохранилище, придавая бунту удобную для укрытия форму холма высотой несколько метров. Все сооружение засыпали торфокрошкой, что позволяло хранить лед до нового сезона. Правда, потери при хранении из-за необходимости при выемке льда открывать и затем закрывать часть укрытия бунта и таяния льда составляли около 30 процентов. В маслозаводском ларьке продавали не только мороженое, а в определенные часы еще и очень вкусную свежую маслянку, которую в детстве я с двухлитровым бидончиком регулярно ходил покупать по поручению мамы.

В 40-е-50-е гг. Мечислав Доржинкевич был водителем тогда единственного в Ошмянах грузового автомобиля «Студебеккер» с газогенераторным двигателем, работавшем на газе, образующемся в результате сгорания древесных чурок, необходимый запас которых шофер брал с собой и по мере надобности засыпал в специальный бункер. Керосиновая лавка находилась в начале улицы Красноармейской не в двух-, а в одноэтажном кирпичном оштукатуренном здании, внутри ее продавали в розлив как керосин, так и бензин. Рядом с лавкой стояла бензоколонка, из которой топливо закачивалось в автомобили вручную.

И последнее уточнение. Ныне действующая автостанция построена в 1961 году, а раньше здесь был городской рынок. Автобусная же касса с крошечной комнатой ожидания пассажиров первоначально находилась в старом деревянном доме рядом со зданием, где сейчас работает музей им. Богушевича.

Пётр ШАКОЛО.

Праект “Ашмянскія замалёўкі. З запаснікаў памяці…”



1 комментарий по теме ““Ашмянскія замалёўкі. З запаснікаў памяці Пятра Шаколы”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *