Семинар-практикум «Здоровьесберегающее пространство гимназии: теория и практика»

Образование

Гимназия №1 г. Ошмяны на протяжении нескольких лет работает над развитием здоровьесберегающей среды учреждения. В этой деятельности участвуют не только учителя и ученики, но и родители. Своими наработками педагоги гимназии охотно делятся с коллегами, приветствуя обмен опытом.

С этой целью на минувшей неделе в учреждении прошел семинар-практикум «Здоровьесберегающее пространство гимназии: теория и практика». С его материалами можно будет познакомиться на страницах журнала «Здаровы лад жыцця», главный редактор которого Елена Францевна Желобкович заинтересовалась опытом ошмянских педагогов и ребят.

IMG_3938_новый размер

— Для нашей гимназии, как и для каждого учреждения образования, — рассказала заместитель директора по воспитательной работе Ирина Петровна Михайловская, — актуальны вопросы сохранения здоровья детей. Анализируя данные ежегодных медицинских осмотров, мы видим, что растет количество учащихся с нарушением осанки, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ухудшением зрения. Наша задача — создать все необходимые условия для улучшения физического и  психического самочувствия учащихся как на уроках, так и вне их.

С этой целью в режиме дня гимназии применяется комплекс мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведение дней здоровья, часов здоровья и спорта, различных соревнований. Вместе с учителем физической культуры и здоровья Ириной Зигмундовной Гайко ребята из года в год развивают свою спортивную форму.

IMG_4174_новый размер

Пристальное внимание уделяется в учреждении и здоровому питанию. Работниками столовой соблюдаются принципы рационального, сбалансированного питания. Охват горячим питанием составляет сто процентов, и в этом заслуга всего педколлектива, отмечает администрация.

Еще один аспект здоровьесбережения — работа специалистов социально-педагогической и психологической служб, которая направлена на сохранение и укрепление психического здоровья гимназистов, предупреждение отклонений в развитии и поведении, на формирование навыков бесконфликтного поведения.

В гимназии действует волонтерский отряд «Миссия». За три года реализовано три социальных проекта, два из которых направлены на профилактику суицидального поведения у подростков, социальный проект профилактической направленности «А тебе это нужно?».

Примечательно, что ребята являются не пассивными участниками предлагаемых акций и мероприятий, а их инициаторами, а порой и организаторами. В этом можно было убедиться во время семинара: волонтеры-инструкторы равного обучения Елизавета Юркантович и Анастасия Саванец провели для своих сверстников тренинговое занятие «В плену у гаджетов». Такой принцип работы позволяет участникам чувствовать себя свободнее, общаться на равных, искренне говорить о волнующих проблемах. Конечно, на первоначальном этапе важна помощь учителя. Ольга Николаевна Винцковская обучала своих помощниц-инструкторов, помогала спланировать занятие.

— Такая форма работы, — отметила Ирина Петровна Михайловская, — практикуется у нас уже несколько лет. И она дает свои результаты. Наши первые волонтеры-инструкторы, сейчас студентки столичных вузов, продолжают равное обучение в своих учебных заведениях. С сентября прошлого года гимназия стала инновационной площадкой по данному направлению.

К неформальному общению, интерактивным играм, как наиболее эффективным методам, прибегает в своей работе и педагог-психолог гимназии Александра Витальевна Ковалева. Во время семинара-практикума, который совпал со Всемирным днем борьбы с курением, она провела тренинг «Курить не модно — модно не курить». Педагог умело провела параллель между эмоциями, которые ребята получили во время игры, и чувствами, которые испытывают начинающие курильщики. Участники тренинга попытались самостоятельно показать причины и последствия курения, предложить варианты отказа от сигареты.

Логичным продолжением темы стала акция «Нет курению», которую гимназисты вместе с педагогом социальным Юлией Эдвардовной Субач проводили на улицах города.

Как отметила директор гимназии Ольга Владимировна Саванец, забота о сохранении здоровья детей начинается, как только они переступают порог гимназии: на уроках, факультативах, во время внеклассных мероприятий, при организации свободного времени. Уже в первом классе ребят знакомят с основами здорового образа жизни, приучают к хорошим правилам и привычкам. Открытое факультативное занятие «По ступенькам здорового питания», которое провела Леонарда Болеславовна Чаплинская, показало, что первоклассники вполне способны усваивать достаточно сложный материал. Главное — чтобы он подавался в понятной доступной форме. Адаптировать информацию для малышей Леонарде Болеславовне помогает технология логико-смысловых моделей, которую она применяет уже несколько лет.

— Логико-смысловые модели, – отмечает Леонарда Чаплинская, — помогают учителю  системно, компактно, доступно и наглядно преподнести новый материал. А самое главное: они способствуют  сбережению здоровья детей, так как происходит постоянная смена видов деятельности.

В рамках семинара-практикума прошли также библиотечный урок, подготовленный юными читателями и библиотекарем Станиславой Казимировной Жолтко, спортивный час в первом классе, подготовленный воспитателем Людмилой Казимировной Шукелович, а также тематическая «Своя игра», которую провели Елена Иосифовна Юркантович и Галина Ивановна Швабович.

Многообразие форм и методов, которые продемонстрировали педагоги, проводя семинар-практикум, естественная реакция ребят убедили, что работа по созданию здоровьесберегающего пространства гимназии — труд каждого участника образовательного процесса, который никогда не прекращается.

Людмила КОЗЕЛ.

Фото Елены ЖЕЛОБКОВИЧ.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *