В Жупранах ищут орлов

Главное

Одной из неразгаданных загадок Отечественной войны 1812 года является таинственное исчезновение знамен разбитой наполеоновской армии. В походе на Россию приняло участие 265 полков, каждый из которых имел свое знамя с позолоченным навершием в виде орла с расправленными крыльями — по образцу и подобию штандартов римских легионов. Основным в этой эмблеме было не полотнище, а бронзовый орел. Желая подчеркнуть значимость птицы, император намеренно приказал, чтобы полотнища были очень скромными, лишенными привычных для всех знамен бахромы, литьев, кистей и ленты.


Наполеон писал: «Орел – основная часть стяга, материю можно будет сменить, как только ее состояние потребует этого». Потеря орла и знамени, как и в любой другой армии, ложилась несмываемым позором на полк, и французы старались избежать этого любой ценой. Тем не менее, из похода в Россию вернулись не все знамена. Часть из них была захвачена русскими войсками, в том числе и орел, который ныне хранится в Эрмитаже. Остальные бесследно пропали на пути от Березины до Вильно. Есть веские доказательства того, что часть ключа от этой загадки нужно искать именно на Ошмянщине. В литературе на эту тему можно встретить множество версий и предположений, которые, на мой взгляд, легко примирить тем обстоятельством, что судьба каждого из более чем двухсот знамен просто не могла быть одинаковой.

Известно, что в местечке Бобр (ныне Крупский район) Наполеон приказал сократить штабные обозы за счет уничтожения наименее ценных грузов. Так как кавалерийские части к тому времени были уже расформированы, то их знамена представляли собой не более чем историческую реликвию и вполне могли быть сожжены. Косвенным аргументом в пользу данного предположения выступает лаконичное свидетельство одного из участников отступления: «Император прибыл в Бобр. «Орлы» кавалерийских полков сожжены; мы уверены, что таким образом у нас их не отнимут». Но сжечь можно было только полотнища знамен и штандартов, бронзовые орлы в пламени костра сгореть не могли. Значит, либо они продолжили отступление в обозе Генерального штаба, либо были надежно спрятаны на участке отступления от Бобра до Вильно. Следовательно, сожжение знамен вместе с навершиями-орлами, запечатленное на монументальной панораме «Березина» Войтеха Коссака и Юлиана Фаллата, в реальности является фантазией живописцев.

Казну и обоз с ранеными офицерами от реки Березины сопровождал офицер королевской гвардии Цезарь де Лотье. Он, к счастью, вел дневник, и дневник этот сохранился. Почитаем некоторые выдержки из него:

2 декабря. «На участке от Винницы (правильно Беницы) до Сморгони (22 км) знамена были сняты с древков, а золотые орлы с этих знамен были спрятаны так, чтобы не достались русским».

6 декабря. «В Жупранах, маленькой деревушке, стоящей на берегу реки, было несколько риг — деревянных сараев, крытых соломой. После отъезда императора полковники скручивали полотнища знамен и вручали их самым сильным гренадерам. Золотые орлы с древков снимали и прятали. Мороз достигал 27 градусов Цельсия. Относительно тепло было только в самих ригах, где собирались солдаты и где горели костры. Перед уходом войск риги были подожжены».

Неоднократное возвращение автора мемуаров к данной теме свидетельствует о значении этих символов для французских солдат. Ясно также, что в каждом случае речь идет о знаменах разных частей.

Таким образом, мы имеем прямое свидетельство непосредственного участника тех событий, что часть орлов была спрятана в окрестностях Жупран. Недостаток времени и промерзшая почва ограничивали выбор места. Возможно, они были зарыты прямо в ригах, которые могли быть подожжены специально для сокрытия следов земляных работ. В любом случае, закопать что-то в землю можно было только при помощи оттаивания грунта огнем. Впрочем, местами вдоль дороги до самых Ошмян пылали огромные костры, сложенные в большинстве своем из разобранных строений несчастных местных жителей, и орлов могли зарыть и на месте этих кострищ. Логично предположить, что насколько позволял запас сил и времени, их старались закопать как можно глубже, чтобы исключить возможность случайного обнаружения реликвии. Нужно учитывать, что французы не надеялись в будущем вернуть их себе. Главным было то, чтобы орлы не попали в руки русских войск. Возможно также, что их утопили, например, в колодцах, которые могли затем специально забить всякой дрянью, чтобы не допустить их использование в дальнейшем местными жителями. На реке обязательно должны были быть проруби – в отступающих войсках еще имелось много лошадей, которых нужно было поить. Деревенских колодцев для нужд армии, конечно, было недостаточно.

Небольшие размеры (строгого эталона не было и все орлы незначительно отличались друг от друга. Приблизительные габариты фигурки — высота около 20 см, размах крыльев орла до 25 см, вес примерно 1,8 кг) и способ сокрытия реликвии делают сомнительными надежды на их находку. Но шанс есть всегда. Так, в 1963 году житель деревни Лошницы Н.А. Наумовец, занимаясь ловлей раков в небольшой речушке Лошице, обнаружил в воде одно из таких наверший французского знамени в прекрасном состоянии, которое какое-то время хранилось у него дома, а затем было передано в районный краеведческий музей в г. Борисове. Особого интереса бронзовая птица у борисовских музейщиков не вызвала. «Бронзовый орел от французского знамени обнаружен в Березине»,— это все, что могли рассказать об экспонате сотрудники музея. Для широкой научной общественности России и Западной Европы первооткрывателем орла из белорусского музея стал президент французского научно-исторического общества «Центр наполеоновских исследований» Фернан Бокур. Доктор истории и права профессор Бокур впервые посетил Борисовщину в июне 1993 года. Неутомимый исследователь задался целью пройтись по местам былых сражений войны 1812 года, а также воплотить свой замысел по установке памятника солдатам Великой армии, погибшим на Березине. Каково же было удивление именитого наполеоноведа, когда в музее Борисова он увидел хорошо сохранившегося орла одного из французских полков Великой армии — экспонат, который мог бы стать гордостью любого музея военной истории. (По некоторым данным, стоимость подобных орлов составляет около четверти миллиона долларов).

В настоящее время французская бронзовая птица занимает почетное место в экспозиции Борисовского краеведческого музея. Будем надеяться, что произойдет счастливый случай и наступит день, когда подобный орел будет найден и у нас, и жители нашего района смогут полюбоваться им в стенах Ошмянского музея.

Александр СТАРОВЫБОРНЫЙ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *