Анжелина Липовая.С гитарой по жизни

Культура

Гитарная музыка в нашем обществе почему-то не считается серьезным занятием. Виной тому, возможно, стереотипы, когда гитарист просто создает массовость на сцене, с пафосным видом дергая струны выключенной электрогитары рядом с какой-нибудь певичкой. Не последнюю роль сыграли и дворовые «музыканты», которые любят допоздна бренчать на расстроенных гитарах, донимая невольных слушателей.


Александр Абрамович не согласен с пренебрежительным отношением к гитарной музыке. Он убежден, что гитару просто неправильно поняли. Гитаристов путают с образом «как в телевизоре», с нетрезвыми гоп-компаниями возле подъездов, с ресторанными «лабухами», а между тем правильная и виртуозная игра на гитаре вовсе не такое уж легкое и простое дело. Гитара требует от ученика ответственности и дисциплины, старания и трудолюбия ничуть не меньше, чем любой другой музыкальный инструмент.

Такие выводы – итог многолетней практики, накопленного опыта, трудного пути проб и ошибок, который прошел преподаватель по классу эстрадной гитары. Александр Алеевич – известный в нашем городе музыкант и педагог, который питает безграничную любовь к гитарной музыке. Итогом его творческих поисков стала учеба в университете культуры и работа в Ошмянской детской школе искусств. До определенного момента, пожалуй, не было сколь-нибудь заметного коллектива и концерта, где бы не встретилась его гитара.

– Каждое выступление – это прежде всего практика, опыт сценической и ансамблевой игры, серьезная школа для любого исполнителя, – отмечает музыкант. Именно такую мысль он старается привить и ученикам, которые тоже часто отмечаются на различных мероприятиях.

Звучание электрогитары совершенно выделяется на фоне всех остальных инструментов. Причем «рычание» и «рев», от которых болит голова – это лишь одно и далеко не самое выразительное звучание из множества возможных. Да и в жанровом отношении электрогитара уже давно вышла за рамки «тяжелого металла» и «жесткого рока». В репертуар эстрадных гитаристов давно и прочно вошли джазовые ритмы – фанк, блюз, фьюжн… Поэтому первое, что приходится делать учителю, – «вправлять мозги» ученику, который привык к обыденному образу гитариста, прививать художественный вкус, умение отличить шедевр от бульварного ширпотреба. Этой цели служит грамотно подобранная литература, видеообзоры, беседы. И, конечно же, занятия, занятия, занятия. Без труда не выловишь и рыбку из пруда, уверен педагог. Его цель – воспитание «фирменного» музыканта. Под этим понятием он подразумевает разносторонне развитую гармоничную личность, открытую новому, но при этом прочно стоящую на незыблемых основах теории и практики, исполнителя со своим, ярким и творческим, видением музыкального материала. Поэтому педагог много внимания уделяет основам импровизации.

У Александра Абрамовича за годы преподавания выросли целые поколения учеников – можно сказать, что все мало-мальски играющие гитаристы Ошмянщины брали у него по меньшей мере пару уроков. Знаниями и умениями учитель готов делиться с каждым, кто настроен на учебу. Некоторые принимали решение обучаться уже в зрелые годы, но все же большинство приходит в детском и подростковом возрасте. В школьные годы пожелала сподобиться музыкальной премудрости и Анжелина Липовая. Для Анжелины путь в музыке был непростым. Первоначально девочка изучала классическую гитару. Однако со временем занятия на этом инструменте ей наскучили, и вскоре встал вопрос о дальнейшей судьбе учебы. Преподаватель отнесся к ученице со всей возможной чуткостью, расспросил, что именно ей не по душе, какой инструмент она бы хотела освоить. Выяснилось, что девочка мечтала научиться играть именно на электрогитаре. Благодаря мастерству и внимательности Александра Алеевича Анжелина успешно занималась последующие годы на любимом инструменте, с желанием и радостью. Благодаря твердому характеру и высокой работоспособности уроки проходят живо и интересно. Более того, выпускница не собирается останавливаться на достигнутом и уже в этом году планирует поступать в гродненский колледж искусств. Следует отдать должное и маме Анжелины Наталье Юрьевне, которая отнеслась с пониманием к поискам и выбору дочери.

Еще одна яркая «звездочка» – Амалия Гелай, которая успешно занимается на бас-гитаре. Признаком эффективности ее занятий служит хотя бы тот факт, что половину программы на выпускном экзамене она будет исполнять именно на басу. Неплохие способности и у Екатерины Кунц, которая, однако, буквально разрывается между музыкой и математикой.

Все трое занимаются ансамблевой игрой. Электро-трио успешно выступает на концертах школы искусств. Юные гитаристки стараются всякий раз заявить о себе на различных школьных мероприятиях. Также охотно они и поют, причем вокалу уделяется не меньше внимания, чем владению инструментом.

Несколько месяцев назад прошел своего рода фестиваль-конкурс к Году молодежи – «Грани молодых талантов». Мероприятие объединило гитаристов – и начинающих, и старшеклассников. В первом отделении проводился своего рода конкурс исполнительского мастерства, в котором участвовали ученики младших классов. В качестве жюри выступали родители и будущие выпускники школы. Победитель – первоклассник Ваня Прилуцкий – получил звание «Надежда класса». Во втором отделении старшеклассники дали небольшой отчетный концерт, на котором звучали мелодии восьмидесятых, рок-композиции, пьесы современных авторов. Отрадно было, что наравне с инструментальной музыкой звучали и песни. Стимулом артистам явилось то обстоятельство, что участники получили «скидки» – право сыграть чуть меньше произведений на итоговом академическом концерте.

Успехи гитаристов видны невооруженным глазом. Однако за годы своей достаточно насыщенной и яркой творческой деятельности у Александра Алеевича не накопилось множества дипломов и грамот, которым обычно увешаны стены классов других преподавателей. Причиной тому является не слабость учащихся, не их лень или недостаточно хорошие способности, а элементарное отсутствие в Беларуси специализированных конкурсов и фестивалей, где могли бы выступить эстрадные гитаристы. Ведь трудно соотнести электрогитару с каким бы то ни было инструментом – ее не отнесешь к классическим или народным, да и репертуар заметно отличается от стандартных программных произведений. Для примера назовем несколько фамилий композиторов, чьи произведения учат «эстрадники»: Джо Сатриани, Джо Бонамасса, Гатри Гован. Вполне естественно, что ухо, привычное к классике (или к ее массовому образу), не всегда готово воспринимать новое и необычное. Поэтому из регалий у Александра Абрамовича – лишь дипломы за участие в различных конкурсах да благодарность «за успешный и плодотворный труд».

Однако проблемы с признанием – не повод для того, чтобы опускать руки. Надо видеть, как увлеченно рассказывает о деле всей своей жизни Александр Алеевич, как заражаются его энтузиазмом ученики, чтобы понять – все у них будет хорошо. И успех – не за горами.

Дмитрий РАДКЕВИЧ.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *