Партизан, фронтовик, победитель

Да 70-годдзя Вялікай Перамогі

Разрушительная сила Великой Отечественной коснулась практически каждой белорусской семьи. В мирную жизнь она ворвалась болью, страданием, горем и ненавистью. Ненавистью к врагу, которая росла и крепла с каждым днем, вбиралась в силу, чтобы вылиться в сокрушительный отпор. На защиту Родины плечом к плечу встали герои-фронтовики, партизаны, трудившиеся в тылу старики, женщины и дети.

…Сколько их, не доживших до долгожданного 9-го Мая, не увидевших своих детей и внуков, не спевших «День Победы» со слезами на глазах?! С каждым годом редеют ряды и тех, кто вернулся с войны. Их нет с нами, нет и Петра Миновича Янковского… но имена героев не меркнут, память об их подвигах живет и будет жить вечно.

Историю своего отца нам рассказала дочь Петра Миновича Янковского Нина.


Под черным крылом

На улице стояло жаркое лето 1941 года. Совсем еще юному Петру Янковскому в выходные дни часто приходилось вместо отца дежурить в сельском Совете в родной деревне Осетищи Бегомльского района (сейчас Докшицкий район Витебской области). Так было и 22 июня 1941 года. Около 10 часов  в сельский Совет позвонили из района и сообщили, что началась война. Через некоторое время над деревней полетели немецкие самолеты, а 23 июня всех местных мужиков мобилизовали. Деревня продолжала жить в обычном порядке, работал даже магазин. В скором времени в деревню приехали немцы, забрали часть колхозного скота. Объявились и полицейские. Первым делом стали выяснять, кто из жителей деревни коммунист или комсомолец. Появилась немецкая газета, которая по своему содержанию была направлена на запугивание мирных жителей.  Кто-то выдал коммунистов деревни — их было 8 человек, — немцы натравили на них своих служебных собак. Выжить никому не удалось.

В начале 1942 года всю молодежь переписали. Каждому выдали паспорт, так называемый «аусвайс». После получения такого документа молодых людей в скором времени отправляли на работу в Германию. Петр Янковский для себя решил – он идет в партизаны…

В бригаде «Железняк»

…Осенью 1942 году шестнадцатилетним парнишкой оказался в 5 отряде партизанской бригады «Железняк». В его родной деревне хозяйничали фашисты. Люди спасались, кто как мог. Семья Янковских, в которой кроме старшего Петра было еще шестеро детей, вынуждена была сняться с насиженного гнезда и податься в белый свет.

— Отец, уже будучи в рядах партизан, видел, — рассказывает дочь Петра Миновича Нина, — как его родители с грудным ребенком на руках покидали Осетищи. Спасая детей, беженцами тогда становились многие. Правда, голод и болезни, так же как и немцы,  не разбирали возраста и пола и никого не щадили — не выжили и пятеро братьев и сестер отца.

Война разлучала семьи, ее жерло беспощадно уничтожало человеческие жизни, ломало судьбы. Однако воля к победе оказалась сильнее натиска врага. Свою роль в мощной освободительной борьбе сыграла и партизанская бригада «Железняк», в которой был Петр Янковский. Местный житель, он знал свой район, людей и условия. Это во многом облегчало дело. К тому же Петр и еще шестеро парней, которые пришли вместе с ним, были со своим оружием, которое добыли в местах былых боев.

Петр часто ходил в разведку. Совсем еще юного парнишку невысокого роста одевали под пастушка, что позволяло пробираться во вражеские гарнизоны, чтобы узнать численность и вооружение противника, а затем известной только ему дорогой подводить своих боевых товарищей.

— Однажды отцу было поручено сопровождать группу пленных немцев, — смахивая слезу, вспоминает рассказы Петра Миновича Нина. – А в 1943 году в одном из боев в районе г.п. Плещеницы отцу совместно с политруком Ивановым довелось захватить оружие и важные документы у убитого немецкого офицера. Видимо, эти документы были важны для партизан, потому что папу наградили медалью «Партизану Отечественной войны». Позже на его груди появились медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «Орден Отечественной войны 1-й степени», медаль «За Победу над Германией».

В книге «Памяць. Ашмянскі раён» содержатся воспоминания партизана, фронтовика Петра Миновича Янковского.

Дороги вели на Берлин

«В партизанских отрядах и на фронте находилось немало юношей и девушек, которые, как и я, мечтали дойти до Берлина. Судьба сложилась так, что войну я закончил именно на улицах Берлина.

Накануне освобождения Беларуси летом 1944 года я получил ранение в бою, который вели партизаны с карателями. Мы тогда возводили переправу через реку возле деревни Броды специально для наступающих частей Красной Армии. Потом — госпиталь и начало армейской службы в 143-м гаубичном полку резерва главного командования. Направляли нас, артиллеристов, на те участки, где было наиболее жарко, где нужна была помощь. Так и в апреле 1945 года попали на Кюстринский плацдарм, откуда до Берлина — рукой подать. 175-милиметровые гаубицы нашего полка, как и другие пушки маленького и среднего калибра, на улицах Берлина оказались просто незаменимыми. Они подавляли те узлы сопротивления, которые были не под силу штурмовым группам пехотинцев. Такую же задачу выполняли и танки.

Дело усложнялось тем, что приходилось работать за двоих, люди выбывали из строя, пушечный расчет никогда не был полным.

Так и двигались — в дыму, грохоте разрывов, поддерживая пехоту огнем, если здания взять штурмом не удавалось.

В те дни советские воины добивали фашистов. Родина праздновала победу. Моя судьба сложилась по-другому — 1 и 9 мая 1945 года советские врачи в госпитале №136 (г. Лансберг) сражались за мою жизнь. Не помню, как я туда попал.

На одной из берлинских улиц, когда мы перетягивали пушки на противоположную сторону, прогремел оглушительный взрыв. Больше ничего не помню. Возможно, в пушку попал фаустпатрон, возможно, нарвались на мину…

О победе узнал только в июне, когда пришел в себя. Молодой организм победил, здоровье пошло на поправку. После госпиталя стал служить в 56-м отдельном автомобильном полку.

На моих глазах возрождалась новая Германия. Участвовал в возведении памятников советским воинам в Трептов-парке и около Бранденбургских ворот, бывал на экскурсии в рейхстаге и на Нюрнбергском процессе.

Однако мысли о Родине никогда не покидали нас. Только в 1950 году расстался с армией и приехал в Ошмяны, где уже жили родители. Комсомол направил меня в органы милиции, там прослужил более двадцати лет, стал майором…».

Мирная жизнь налаживалась

После пяти лет срочной службы в Германии Петр Минович приехал в Ошмянский район. Здесь, на хуторе Мазуровщина, возле Гравжишек, еще во время войны обосновалась семья Янковских. В живых остались лишь отец, мать и младший брат Федор.

Мирная штатская жизнь для Петра Миновича началась с должности участкового в Крейванцевском сельсовете, затем был председателем местного сельисполкома. Здесь же, в Крейванцах, познакомился с Екатериной Игнатьевной, своей будущей женой. По долгу службы Петр пришел штрафовать молодую учительницу — она, уроженка Витебской области, выпускница Молодечненского учительского института, работала в школе и проживала без прописки. Так и познакомились, а спустя некоторое время вместе переехали в Ошмяны.

Петр Минович работал следователем, затем возглавлял местное отделение вневедомственной охраны, после выхода на пенсию был заведующим фермой в Богданишках (сейчас СПК «Ошмянский Рассвет»).

— Несколько раз, — делится воспоминаниями Нина, — отец ездил в родные Осетищи. На месте дома, в котором прошло его детство, ничего не осталось – пепелище давно заросло. Правда, сохранился немой свидетель тех страшных событий – колодец-журавль.

О своем боевом пути отец рассказывал нам с сестрой Ларисой, внукам, застал и одного из правнуков Эльдара, который гордится своим дедом. Отец никогда не был равнодушен к памяти тех, кто отдал свою жизнь ради Победы. Бывая на Родине, он уточнял списки воевавших и погибших – благодаря ему затерянные имена были занесены на памятники ветеранам Великой Отечественной войны. Уточнения он вносил и в книгу «Памяць». Для отца это было важно, — добавила Нина.

Важно это и для нас, тех, кто не видел войны и, даст Бог, никогда не увидит, тех, кто не встречал кровавых рассветов, не просыпался от разрыва снарядов и гула вражеских самолетов, не проходил через испытания концлагерями. Нам подарили мирное небо и свободу. Сберечь их и сохранить память — наш долг.

Людмила КОЗЕЛ.

Фото из семейного архива Янковских.



3 комментария по теме “Партизан, фронтовик, победитель

  1. Мой дедушка…..очередной День Победы пройдет без него…Вечная память нашему герою….

  2. Добрый день!
    Я побывал в августе этого года в деревне Осетищи(родина моей мамы).
    Жители деревни бережно хранят память о суровых годах войны. Маме, комсомолке, удалось сбежать…
    Колодец из журавлем на огороде Петра Яновича так и стоит, как свидетель прошлой жизни.
    Побывал я и в Музее народной славы (г.п. Бягомль), где два зала посвящены партизанскому отряду «Железняк», есть и фотография Петра Яновича.
    Мир Вашему дому!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *