Учебный процесс: традиции и новшества

Образование

Образование – сфера достаточно динамичная. Здесь стремительно завоевывают себе место если не в школьной программе, то у школьной доски новые технологии, беспощадно наступая на пятки устаревшим – по-своему хорошим — формам и методам работы… Все громче заявляют о своей значимости и необходимости для развития ребенка  олимпиады, конкурсы, конференции. Под их напором меняются ученики, адаптируются к современным требованиям педагоги. Неизменным остается учебный процесс, главный “продукт” которого по-прежнему – прочные качественные знания, которые выпускникам предстоит демонстрировать как минимум во время школьных экзаменов и централизованного тестирования. О том, какие изменения ждут школьников и их педагогов в ближайшее время, о развитии системы образования и престиже учительской профессии – наш разговор с начальником отдела образования, спорта и туризма Светланой Николаевной Барковской.


— Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, какие новшества ждут школьников в будущем году?

— Со следующего учебного года в школах вводится курс «Мировая художественная культура». В каждой параллели он будет называться по-своему, в зависимости от того, что именно будет изучаться в данном классе. Кроме того, в школьную программу возвращается профильное обучение для 9-11 классов.

— То, что профильное образование дает прочные знания по углубленно изучаемым предметам, подтверждалось неоднократно. Светлана Николаевна, на какой стадии его развитие в районе? Изменится что-то в ближайшей перспективе? Кто будет принимать решения об открытии профильных классов или групп?

— Сегодня изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне осуществляется в 6 учреждениях образования (51,3 процента от учащихся 10-11 классов).  Во всех учреждениях работают предметные факультативы, где можно также изучить тот или другой предмет на повышенном уровне.

С сентября 2015 года учащиеся 10-х классов получат возможность обучаться в профильных классах. Сейчас Министерство образования разрабатывает порядок формирования профильных классов.

Количество профильных классов, их направленность, критерии отбора способных учащихся определит школа совместно с отделом образования в соответствии с рекомендациями министерства.

— Ожидаются ли какие-нибудь изменения в выпуске 9-го и 11-го классов? Какие экзамены будут сдавать учащиеся? Каковы критерии отбора в 10-й класс? Смогут ли в него попасть все желающие?

— В нынешнем году никаких изменений в выпуске 9-го класса не произойдет. Учащиеся будут сдавать три выпускных экзамена в письменной форме — по белорусскому и русскому языкам и математике. Обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года только выпускники 11-х классов, а из программы выпускных экзаменов за базовую школу это испытание изъято.

Для зачисления в 10-й профильный класс учащимся необходимо будет пройти критерии отбора, которые разрабатываются Министерством образования. Набор в обычные 10-е классы, где все учебные предметы изучаются на базовом уровне, остается без изменений.

— Одно время активно шла речь о необходимости независимой итоговой аттестации для учащихся, закончивших 9-й класс. Вы считаете такую аттестацию (дополнительный стресс) целесообразной?

— В нескольких школах страны сейчас реализуется экспериментальный проект по апробации модели независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения на второй ступени общего среднего образования. Если грамотно отработать механизм, то не думаю, что это повлечет лишний стресс или нагрузку.

— Какое число учеников должно посещать общеобразовательную школу в сельской местности, чтобы ее не закрыли? Сколько человек должны ходить в 10-11-й классы? Если, скажем, в 10 классе будет 3 человека, ребятам придется ездить в другую школу?

— О закрытии учреждений идет разговор, если в учреждении менее 50 учащихся, надворные санузлы, отсутствует пищеблок. Таких учреждений в Ошмянском районе нет.

Сейчас в сельской местности в 10-11 классах должно быть не менее пяти учеников. Но мы индивидуально подходим к закрытию классов, изучаем дальнейшую перспективу, а также возможности организации подвоза учащихся.

— Совсем скоро начнется вступительная кампания. К каким пороговым оценкам по предметам ЦТ готовятся ученики?

Пороговые  оценки по предметам ЦТ изменяться не будут. В прошлом году это было не менее 10 баллов на ЦТ по русскому или белорусскому языку, 15 — по математике, физике, химии, биологии, 20 — по истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии и иностранным языкам.

— Как вы считаете, стоит ли разрешить абитуриентам подавать документы одновременно в несколько вузов? Такая возможность создаст суматоху и ажиотаж или увеличит шансы поступающих?

— Считаю, что ребенок с выбором профессии должен определиться в 9 классе, интересующее направление выбрать еще в седьмом. Только целеустремленность и трудолюбие смогут гарантировать ему поступление в вуз.

— Скажите, все ли дети дошкольного возраста имеют возможность посещать детский сад? Есть ли в нашем районе очереди в дошкольные учреждения образования?

— В Ошмянском районе все дети дошкольного возраста имеют возможность посещать детский сад. Получение дошкольного образования в нашем районе обеспечивают 18 учреждений,  в том числе  — 9 яслей-садов, 2 дошкольных центра развития ребенка, 7 учебно-педагогических комплексов, в которых воспитываются  1360 детей. К учреждениям дошкольного образования обеспечен подвоз  85 воспитанников.

Вопрос очередей снялся с вводом яслей-сада №7. Правда, иногда родители хотят  попасть в определенное учреждение, тогда приходится ждать, когда освободится место.

Бывают ли случаи исключения ребенка из детского сада? В какой ситуации такое может произойти?

— В практике района такого не было. Согласно Кодексу Беларуси об образовании исключение осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) без уважительных причин на занятиях в течение учебного года (за исключением каникулярного времени, которое не учитывается как пропуски без уважительных причин: девяносто календарных дней летом, десять календарных дней зимой, десять календарных дней весной).

Никто не будет исключать ребенка из дошкольного учреждения необоснованно и не изучив все проблемы, которые сопутствовали тому, что ребенок перестал посещать дошкольное учреждение.

— В 2015-2016 году планируется ввести анкетирование школьников по выявлению склонности к употреблению ими наркотических веществ, курительных смесей. Будет ли оно обязательным?

— Да, оно будет обязательным, но, полагаю, повода для беспокойства нет. Внедрение психосоциального анкетирования в практику работы учреждений образования повсеместно планируется с начала следующего учебного года. Пока ведется подготовка педагогов-психологов, классных руководителей, а также разъяснительная работа среди учащихся и родителей.

— Скажите, пожалуйста, чего, на ваш взгляд, не хватает, чтобы повысить престиж профессии учителя? Что для этого делается у нас в районе?

— Повышение престижа профессии учителя – это системная работа всех заинтересованных. Конечно, в первую очередь, это материальный вопрос. В прошлом году Министерством принято несколько постановлений, направленных на повышение заработной платы учителя. Отделом образования, спорта и туризма произведено повышение за контракт отдельным категориям  педагогических работников.

Однако нельзя забывать, что престиж профессии учителя — это еще и ряд имиджевых моментов. Только влюбленный в свою профессию педагог, руководитель может сформировать успешного ученика, воспитанника, подчиненного. Именно поэтому стараемся создать в районе атмосферу творчества, уважения к профессии, стремления к успеху.

В каждом учреждении образования есть своя символика, издаются школьные газеты, районный журнал «Школьная палітра». Гордостью за свое учреждение проникнуты IT-визитки школ, с которыми можно познакомиться на сайтах учреждений образования.

Все категории педагогических работников охвачены профессиональным конкурсным движением. Для молодых специалистов — «Открытие», опытных педагогов — «Учитель года», «Самый классный классный», «Лучший урок по… или с применением…», для руководителей — «Молодой руководитель-2015».

Много внимания уделяем работе с молодыми педагогами. Налажена работа по ориентации выпускников на педагогические специальности.  Ежегодно около 30 выпускников поступают по целевым направлениям. В этом смысле лидером является СШ №1 – только в 2014 году 15 выпускников этой школы поступили на педагогические специальности.

Педагоги района активно делятся своим опытом на страницах периодической печати. Отмечу, что в 2014 году в республиканских средствах массовой информации было напечатано 68 статей из опыта работы педагогов района.

Еще с 2012 года все учреждения образования охвачены общим движением “Школа образцового качества и порядка”, в котором учтены все направления деятельности учреждений.

А еще имидж системы создают традиционные мероприятия, в которых принимают участие педагоги, учащиеся, родители: районный выпускной бал, районная родительская конференция, праздник “За честь школы!”. Для дополнительного стимулирования педагогических работников создана виртуальная книга почета, с которой можно познакомиться на сайте отдела образования.

— Спасибо за беседу. Пусть все изменения способствуют развитию системы образования, воспитанию самодостаточной личности и становлению успешных педагогов.

Беседовала Людмила КОЗЕЛ.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *