Ошмянские моряки празднуют День военно-морского флота

Главное

Есть среди белорусских мужчин те, кто в конце июля отмечает праздник, относящийся к людям, чья судьба была связана с морем.  Они себя называют «мореманами», подчеркивая тем самым глубокую любовь к морю, которое всегда испытывает человека на прочность характера и глубину чувств.  При этом они говорят, что три года службы в военно-морских войсках подарили им столько впечатлений, которые по яркости, значимости и незабываемости до сих пор превосходят все последующие события жизни. Хотя лет прошло уже немало, до сих пор им снится северное сияние, которое как явление природы по красоте своей одно из самых впечатляющих, до сих пор они мечтают встретиться с бесконечностью океана, который бороздили в молодости.   В последнее воскресенье июля отмечается по старой традиции, идущей еще с советских времен,  День Военно-морского флота. Тем, кто служил в былые времена, а этим мужчинам уже немало лет, в Советской Армии и выполнял свой воинский долг перед Родиной на подводных лодках, боевых кораблях, в этот день есть повод собраться, чтобы вспомнить и поговорить. Воспоминания у всех разные. Но всех их объединяет одно общее чувство – любовь к армии, любовь к морю, воспитавшая  настоящие чувства братства, ответственности, дружбы, взаимовыручки, трудолюбия, любознательности, красивой романтики.  Тех, кто служил во флоте, несмотря на годы, выделяет особая выправка, особая морская походка и особая стать.


Зигмунд Францевич Домборович:

—В Военно-морском флоте служить довелось с 1977 по 1980 годы. Призывался из Ошмян, поскольку являюсь уроженцем деревни Дружба. На вопрос в военкомате, хочу ли служить на флоте, ответил утвердительно, трудности не пугали, потому что с детских лет сельские ребята приучены к порядку и  сезонному труду, который вырабатывает самодисциплину и ответственность за порученное дело.  Сразу попал в Краснознаменный учебный отряд подводного плавания имени Сергея Мироновича Кирова в Ленинграде. Пять месяцев обучался усиленно специальности «гидроакустика», необходимой для дальнейшей службы. Наряду с этим нас учили таким важным моментам, которые можно обозначить, как борьба за выживание, умение постоять за себя и товарищей, выполнять порученное дело в  экстремальной обстановке. Пройдя подготовку, попал в Краснознаменный Северный флот на атомную подводную лодку. В мои непосредственные обязанности как гидроакустика входила задача обеспечить безопасность плавания корабля от столкновения с подводными и надводными целями. Трижды за службу довелось ходить в автономное плавание, однажды на шесть месяцев, дважды по три месяца. Можно сказать, что для каждого из членов экипажа, который в таких условиях действует как одно целое, сплоченным для выполнения поставленной задачи коллективом, было понятным  как дважды два, что от его умения работать, от его ответственности зависит жизнь всего экипажа численностью в 150 человек.  Привычным был искусственный кислород, консервированные продукты питания, преодолевали непростое испытание – всплытие во время шторма. Но при этом всегда помнили, погружаясь на рабочую глубину в 150 метров, что под тобой глубины, доходящие в некоторых местах до 7 тысяч метров.   На всю жизнь мне врезались слова Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева: «Нет нигде такого равенства перед смертью, как у экипажа подводной лодки». Поэтому я не мог сдержать слез, уже давно мобилизовавшись из армии и пройдя большой путь на гражданке, когда погибал экипаж подводной лодки «Курск». Каждый подводник в этот момент прощался со своими братьями. И это говорю, имея полное основание это сказать. Потому что в нашем армейском коллективе никогда не было дедовщины, неуважения к людям другой национальности. Все мы:  и белорусы и украинцы, и русские —  были на лодке как одна семья. Никому никогда не приходило в голову увиливать от работы, делать что-то порученное спустя рукава или не поддержать друга в трудную минуту. До сих пор я храню армейскую грамоту за безупречную службу.

После армейской  жизнь моя вся связана с Ошмянами. В трудовой биографии пригодились навыки, полученные еще во время «учебки». Трудился настройщиком радиоаппаратуры 4 разряда, сейчас – электромонтером.

Искренне хочу поздравить всех, кто проходил службу в Военно-морском флоте, с праздником. И хочу добавить,  что человек богат воспоминаниями. А воспоминания об армии у меня остались на всю жизнь.

Казимир Вацлавович Трусковский:

— Родился я в Жвирблишках,  призывался в армию из Вильнюса. Когда оглядываюсь на прожитое, то всегда вспоминаю, что у меня есть своего рода реликвия, которая уже самим названием говорит  о многом.  Это понимает тот, кто служил в армии, кто знает не понаслышке, что такое армейская жизнь.  У меня хранится  памятный жетон «За дальний поход». До сих пор моя любимая мелодия – это марш «Прощание славянки». А походы  сначала на корабле «Александр Торцев», а затем на корабле «50 лет ВЛКСМ»  были действительно дальними. Приходилось пересекать экватор, а это хранит в памяти каждый, чья жизнь каким-то образом была связана с морем. Это событие помнили еще мореплаватели, которые открывали моря, не говоря о тех, кто совсем молодым имел счастье это испытать.  Служил я командиром отделения электриков на кораблях Тихоокеанского флота.   Конец семидесятых годов – время очень напряженное в этом регионе, шла война во Вьетнаме.  Довелось побывать в этой стране, где очень тепло относились к морякам советского флота. Запомнилась красота природы и как контраст — разрушения, что оставила на этой земле война.

Флот,  том числе и наш корабль, уходил в плавание и из базы десантных кораблей  на острове Русский. Ходили мы по Тихому океану, доходили до Камчатки. Затем были события в Индийском океане. События в Сомали, Эфиопии, в Северном и Южном Йемене.  Известно, что с нашей стороны этим странам оказывалась интернациональная помощь. И уже потом мы ходили туда с дружественными визитами, во время конфликтов флот был в боевой готовности выполнять любую задачу, а каждый из моряков – любой приказ командования.

О том, что это большая честь быть моряком и служить на флоте, я ощутил, когда наши корабли посещали  высокопоставленные гости, вплоть до главы дружественной страны.

Гордость быть моряком укрепилась, когда меня удостоили чести быть сфотографированным у Знамени корабля и наградили отпуском домой, из которого двадцать суток отводилось на поездку по железной дороге. Тогда отец, который знал цену деньгам, не пожалел для меня сделать подарок – купил билет на самолет рейсом Москва-Хабаровск-Владивосток, чтобы я больше побыл дома.

Когда мы собираемся в частном порядке, всегда часами вспоминаем свою армейскую жизнь. Мне кажется,  что каждому есть что рассказать другому о службе и не только, возможно, кто-то нуждается в помощи и поддержке – психологической (хотя люди,  прошедшие море, закаленные, тем не менее, всякое случается), кто-то в материальной. Назрела потребность создать общественное объединение людей, прошедших службу в Военно-морском флоте.   Мне кажется, такую идею поддержат многие.

После армии я выбрал для себя самую мирную профессию – профессию водителя. Всегда ценил мужскую дружбу, взаимовыручку, поддержку. Этому во многом меня научила армия.

Беседовала

Валентина ДРОЗДОВА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *